Декада студенческой науки в БГПУ – 2023
Научный Explorer
«Познай самого себя»
для учащихся профильных классов
педагогической направленности
Почему выбрана такая тема?
В предыдущих инициативах центра развития педагогического образования педклассовцы размышляли о школе будущего, о технологиях подготовки успешного педагога, о современном ребенке, искали оптимальные решения реальных педагогических ситуаций через участие в дебатах по педагогической футурологии, форсайт-форуме, научном Stand Up, дистанционном конкурсе КВИЗ-вопросов, кейс-марафоне и др.
В этом году мы предлагаем будущим педагогам обратиться к собственному «Я», посмотреть на себя с точки зрения соответствия педагогической профессии.
«Познай самого себя» (др.-греч. Γνῶθι σεαυτόν) – античное изречение, надпись на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах. До сих пор выражение остается загадкой и покрыто некой тайной, как покрыто тайной все, что связано с внутренним миром человека.
Что такое Научный Explorer?
Научный Explorer – это формат, позволяющий изучать и объяснять определенную область / какие-либо явления окружающей действительности.
Мы предлагаем учащимся педагогических классов погрузиться в исследование собственных возможностей в педагогической деятельности и запускаем проект Научный Explorer «Познай самого себя»!
Ассоциации
Еxplorer (с англ. – «исследователь») – исследователь, первооткрыватель, проводник.
Internet Explorer – всем известный поисковик, браузер, поставляемый корпорацией Microsoft в комплекте с операционной системой Windows.
Часы Explorer сопровождали самых отважных исследователей, альпинистов и ученых в экстремальных условиях, неоднократно подтверждали свою надежность.
Ford Explorer – американский кроссовер, выпускаемый компанией Ford Motor Company с 1990 года; бестселлер на автомобильном рынке США. Названием компания хотела подчеркнуть предназначение машины.
Программа Explorer – самая продолжительная космическая программа национального аэрокосмического агентства НАСА. Первый спутник этой программы, Explorer 1, был запущен в 1958 году (также является первым искусственным спутником Америки).
Научный Explorer поможет педклассовцам исследовать свой внутренний, космический по масштабам, мир, обнаружить в себе способности и профессионально-личностные качества, необходимые современному педагогу, наметить индивидуальную траекторию профессионального развития. Как в любом исследовании, участникам предстоит последовательно пройти по всем этапам от определения цели, задач исследования к разработке методики исследования и далее к проведению самого исследования, анализу и систематизации его результатов и, в конечном итоге, к формулированию выводов и рекомендаций с представлением результатов.
Идея
Участие в Научном Explorer «Познай самого себя» станет продолжением освоения учебной программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», которая предусматривает изучение основных педагогических способностей: гностических; конструктивных; организаторских; коммуникативных; рефлексивных; способностей к разрешению конфликтов (Модуль 3, раздел «Открой в себе педагога»), и позволит каждому участнику понять, насколько у него сформирована система представлений о самом себе, о роли и месте в педагогической профессии.
Учащимся педагогических классов предлагается выполнить ряд научных экспериментов:
провести диагностику своих педагогических способностей: выявить наиболее выраженные и развитые способности (10 класс) или подтвердить наличие ранее выявленных способностей (11 класс)
провести педагогическую пробу, в которой будут продемонстрированы данные способности
представить результаты своего исследования с акцентом на точки роста экспертному жюри
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап
ДИАГНОСТИКА
(профессиональное самопознание)
Область самопознания – сфера педагогических способностей.
1. Необходимо начать с отбора методик для самодиагностики своих педагогических способностей.
При отборе диагностических инструментов можно обращаться к педагогу, ведущему факультативные занятий «Введение в педагогическую профессию», педагогу-психологу.
2. Определившись с диагностическим инструментарием, можно перейти к проведению дальнейшей диагностики по определению степени выраженности конкретных педагогических способностей. Например, тех, что изучались на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию»:
- гностические способности: диагностические, креативные;
- конструктивные способности;
- организаторские способности;
- коммуникативные способности;
- рефлексивные способности;
- способности к разрешению конфликтов.
Проходя тестирование, необходимо помнить, что применяемые методики должны быть достоверными и надежными. Нужно внимательно знакомиться с инструкцией и четко ей следовать, а интерпретацию доверить педагогу-психологу.
Где?
Когда?
На базе школ/гимназий
февраль 2023
2 этап
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
(профессиональная деятельность)
На данном этапе предлагается провести педагогическую пробу, в ходе которой необходимо продемонстрировать выявленные в ходе диагностики ярко выраженные педагогические способности (доказать, что они есть) и показать, как эти способности проявляются в конкретных педагогических действиях.
Для этого можно подготовить и провести фрагменты уроков, игры на переменах, воспитательные мероприятия и т. д. для учащиеся младших классов или смоделировать ситуации педагогической деятельности с участием одноклассников.
Участники! Не забудьте снять на видео все доказательства
При выборе вида педагогической пробы следует учитывать, какую именно педагогическую способность хотите продемонстрировать.
При моделировании и проведении педагогических проб необходимо учесть методические особенности выбранного мероприятия. Продолжительность смоделированной педагогической ситуации – 5–7 минут.
Где?
Когда?
На базе школ/гимназий
февраль 2023
3 этап
ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ
(профессиональная самопрезентация)
Данный этап предполагает представление педагогических способностей, продемонстрированных в процессе педагогических проб, в форме профессиональной самопрезентации и ее отправку («передача данных») для участия в финальном этапе Научного Explorer.
Профессиональная самопрезентация должна включать:
1. Карту профессиональной самопрезентации.
2. Видеофрагмент педагогической пробы (5-7 минут), в которой демонстрируется проявление конкретной педагогической способности.
Где?
Когда?
На базе школ/гимназий -> БГПУ
до 20.03.2023
Материалы необходимо отправить на электронный адрес unik.npo@gmail.com
Отбор финалистов
Отбор полученных материалов осуществляется членами экспертной группы, в состав которой входят преподаватели и студенты БГПУ, члены Клуба «ПРОФиль+», опытные педагоги-практики, члены общественного объединения «Белорусское педагогическое общество», участники Программы «Учитель для Беларуси».
4 этап
ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ
(профессиональное саморазвитие)
На данном этапе финалистам Научного Explorer будет предложено создать проект профессионального саморазвития и представить его в рамках мероприятий Декады студенческой науки в БГПУ – 2023.
Где?
Когда?
На базе школ/гимназий
апрель 2023
На 4 этапе будет организован консультационный пункт
«Час с экспертом», где педагоги-практики, члены экспертной группы, осуществляющей отбор финалистов, смогут помочь участникам ответить на возникающие при подготовке к финалу вопросы.
5 этап
ВЫХОД НА ОРБИТУ
(профессиональное самовыражение)
Программа проведения будет направлена финалистам не позднее 10.04.2023.