Дебаты по педагогической футурологии «Школа завтрашнего дня в контексте устойчивого развития общества»


28 сентября 2016 года в рамках проведения 7-го этапа Фестиваля молодёжной вузовской науки в БГПУ состоялись дебаты по педагогической футурологии «Школа завтрашнего дня в контексте устойчивого развития общества».

Участниками дебатов стали учащиеся педагогических классов гимназии № 20 г. Минска – те, кому предстоит  работать в школе будущего.

Ведущий дебатов Свило Сергей пригласил команду — «утверждение» «В дебатах только девушки» (капитан – Шиманская Анастасия) и команду -«отрицание» «Жало комара» (капитан – Комаров Максим) к обсуждению вопроса, который волнует сегодня всех: ученых, педагогов-практиков, родителей – «Нужен ли школе будущего учитель?».

Для доказательства истинности своего тезиса команды привели систему научных концепций, фактов, гипотез, прогнозов, аргументов и контраргументов.

Участники дебатов пришли к заключению, что школа будущего должна стать местом, где обучающиеся могут получить знания самыми разными способами: самостоятельно, консультируясь с учителем или при помощи информационных технологий. Учитель в школе будущего, скорее всего, останется, однако кардинальным образом изменятся его функции.

Старшеклассники показали себя ответственными, зрелыми, умными собеседниками, умеющими уважать позицию другого и отстаивать свою. Об уровне подготовленности ребят свидетельствовали и вопросы, которые прозвучали в адрес команд по окончании игрыПрисутствующие в зале зрители – учащиеся педагогических классов, студенты, магистранты, аспиранты, молодые преподаватели – активно включились в дискуссию «Свободный микрофон».

За ходом дебатов наблюдали эксперты: Позняк Александра Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник центра развития педагогического образования БГПУ; Бакунович Милана Фёдоровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии БГПУ; Пунчик Вероника Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ.

Подводя итоги, эксперты отметили высокий уровень подготовки всех участников, логичность и доказательность суждений команды «В дебатах только девушки», а также эмоциональность, убедительность и остроумие участников команды «Жало комара».

А.В. Позняк подчеркнула актуальность и сложность заявленной проблемы. Учитывая, что в 2016/2017 учебном году количество педагогических классов в стране увеличилось в 3 раза (сегодня в 342 педагогических классах и группах обучаются более 3 500 учащихся), Александра Валентиновна предложила продолжить обсуждение темы на республиканском уровне и объявила конкурс проектов для учащихся педагогических классов «Будущие педагоги о школе будущего».

В заключение проректор по научной работе БГПУ Анна Васильевна Торховадоктор педагогических наук, профессор, поблагодарила участников команд и зрителей за интересную и конструктивную дискуссию и вручила учащимся педагогических классов гимназии № 20 г. Минска сертификат участка Фестиваля молодежной вузовской науки.

В ходе дебатов ребята смогли создать разные модели развития школы. Сегодня трудно однозначно сказать, какая из них реализуется в  будущем. Но, с уверенностью можно сказать одно: если в школу будущего придут выпускники педагогических классов – в такой школе все будет хорошо!