Научный Explorer «Познай самого себя» помог педклассовцам исследовать свои педагогические способности
20 апреля 2023 года в рамках Декады студенческой науки в БГПУ – 2023 состоялся финальный этап Научного Explorer «Познай самого себя», организованный центром развития педагогического образования БГПУ совместно с Ассоциацией педагогических классов общественного объединения «Белорусское педагогическое общество» для учащихся профильных классов педагогической направленности.
Отборочный тур продолжался в течение трех месяцев и состоял из нескольких этапов, где учащиеся исследовали собственные педагогические способности на основе самостоятельно отобранных диагностик и методик. Старший преподаватель Института психологии БГПУ Корзун Светлана Антоновна провела их экспертизу, в результате чего появилась возможность создать Банк диагностических инструментов для исследования педагогических способностей. Также участникам необходимо было продемонстрировать выявленные способности в ходе проведения педагогических проб.
Как результат проделанной работы около 50 видеоматериалов и карт профессиональной самопрезентации педклассовцев из различных регионов республики были представлены в жюри конкурса и прошли экспертную оценку. В качестве экспертов выступили преподаватели БГПУ и лучшие педагоги страны, среди которых члены Ассоциации учителей-методистов «Стремление», клуба «Хрустальный журавль» общественного объединения «Белорусское педагогическое общество», координаторы методической поддержки, рекрутеры программы «Учитель для Беларуси».
Ведущие финала Научного Explorer – Гапеева Марина и Лазовская Наталья, сотрудники центра развития педагогического образования. Поддержать финалистов пришли участники студенческого клуба выпускников педагогических классов «ПРОФиль+»: Меженина Анастасия, Роскач Андрей, Колодич Татьяна и Бартош Полина.
С приветственным словом обратилась Александра Валентиновна Позняк, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор, которая отметила, что финалисты проделали большую работу на предварительном этапе, и пожелала им успехов в дальнейшем исследовании собственного «Я».
1 этап «Самопрезентация»
Первым этапом финала стала профессиональная самопрезентация участников. В подготовленном дома выступлении участникам необходимо было представить себя с позиции трех «Я»:
Несмотря на одинаковые требования, выступление каждого участника было уникальным, отличалось у кого-то искренностью, у кого-то креативностью и творчеством. Но при этом все финалисты смогли отметить свои ярко выраженные педагогические способности и определить точки роста.
Первый этап продолжился работой финалистов в командах: «Коммуниканты», «Организаторы», «Креативщики» и «Аналитики». В результате обобщения основных признаков проявления педагогических способностей получились «Карточки способностей».
2 этап «Разработка рекомендаций»
На втором этапе финалисты при поддержке студентов-профильцев разрабатывали рекомендации для будущих педагогов по развитию их ярко выраженных педагогических способностей, в результате чего получились карточки рекомендаций по развитию коммуникативных, гностических креативных, организаторских и рефлексивных способностей. На это у команд ушло всего 5 минут.
Рекомендации по развитию остальных способностей разрабатывались участниками группы поддержки на следующем этапе.
3 этап «Решение педагогических ситуаций»
Последним этапом финала стало разрешение педагогических ситуаций, направленных на развитие не явно выраженных педагогических способностей финалистов: гностических диагностических, конструктивных и способности к разрешению конфликтов. Выполнение этого задания стало «ориентацией на будущее» для участников финала, позволило подумать о точках роста.
Пока участники решали педагогические ситуации опытные педагоги и учащиеся группы поддержки финалистов, составили список рекомендаций по развитию оставшихся педагогических способностей.