Научный Explorer «Познай самого себя» помог педклассовцам исследовать свои педагогические способности

20 апреля 2023 года в рамках Декады студенческой науки в БГПУ – 2023 состоялся финальный этап Научного Explorer «Познай самого себя», организованный центром развития педагогического образования БГПУ совместно с Ассоциацией педагогических классов общественного объединения «Белорусское педагогическое общество» для учащихся профильных классов педагогической направленности.

Научный Explorer – это формат, позволяющий исследовать и объяснять определенную область или какие-либо явления окружающей действительности. В рамках проекта будущим педагогам предлагалось изучить («познать») самого себя, исследовать свои педагогические способности, выявить наиболее яркие и продемонстрировать, как эти способности проявляются в конкретных педагогических ситуациях.

К слову, это те способности, что изучаются на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию»:

  • гностические способности (диагностические, креативные);
  • конструктивные способности;
  • организаторские способности;
  • коммуникативные способности;
  • рефлексивные способности;
  • способности к разрешению конфликтов.

Отборочный тур продолжался в течение трех месяцев и состоял из нескольких этапов, где учащиеся исследовали собственные педагогические способности на основе самостоятельно отобранных диагностик и методик. Старший преподаватель Института психологии БГПУ Корзун Светлана Антоновна провела их экспертизу, в результате чего появилась возможность создать Банк диагностических инструментов для исследования педагогических способностей. Также участникам необходимо было продемонстрировать выявленные способности в ходе проведения педагогических проб.

Как результат проделанной работы около 50 видеоматериалов и карт профессиональной самопрезентации педклассовцев из различных регионов республики были представлены в жюри конкурса и прошли экспертную оценку. В качестве экспертов выступили преподаватели БГПУ и лучшие педагоги страны, среди которых члены Ассоциации учителей-методистов «Стремление», клуба «Хрустальный журавль» общественного объединения «Белорусское педагогическое общество», координаторы методической поддержки, рекрутеры программы «Учитель для Беларуси».

По итогам отбора финалистами стали 11 педклассовцев со всех уголков нашей страны:

  1. Бакуменко Анастасия (Средняя школа №16 г. Пинска)
  2. Каплан Арина (Средняя школа № 215 г. Минска)
  3. Ковалькова Дарья (Средняя школа № 197 г. Минска)
  4. Комаровская Анастасия (Средняя школа г.п.Мир им.А.И.Сташевской)
  5. Мойсеёнок Анастасия (Средняя школа №17 г. Лиды)
  6. Новицкая Александра (Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П.М.Козлова)
  7. Окрут Янина (Средняя школа № 1 г.Осиповичи им.Б.М.Дмитриева)
  8. Романчик Софья (Средняя школа № 197 г. Минска)
  9. Руткова Анна (Гимназия №5 г.Витебска имени И.И. Людникова)
  10. Смирнова Александра (Средняя школа № 18 г. Барановичи)
  11. Сочнев Егор (Гимназия № 18 г. Минска)

Ведущие финала Научного Explorer – Гапеева Марина и Лазовская Наталья, сотрудники центра развития педагогического образования. Поддержать финалистов пришли участники студенческого клуба выпускников педагогических классов «ПРОФиль+»: Меженина Анастасия, Роскач Андрей, Колодич Татьяна и Бартош Полина.

С приветственным словом обратилась Александра Валентиновна Позняк, проректор по научной работе, доктор педагогических наук, профессор, которая отметила, что финалисты проделали большую работу на предварительном этапе, и пожелала им успехов в дальнейшем исследовании собственного «Я».

1 этап «Самопрезентация»

Первым этапом финала стала профессиональная самопрезентация участников. В подготовленном дома выступлении участникам необходимо было представить себя с позиции трех «Я»:

  • «Я» в моем представлении – Что я узнал о себе как о педагоге? (Что показала диагностика педагогических способностей?)
  • «Я» идеальное – Каким я хочу быть педагогом? (Какие точки роста определены мною для этого?)
  • «Я» зеркальное – Что обо мне думают другие люди как о педагоге? (педагоги, учащиеся, родители)
Несмотря на одинаковые требования, выступление каждого участника было уникальным, отличалось у кого-то искренностью, у кого-то креативностью и творчеством. Но при этом все финалисты смогли отметить свои ярко выраженные педагогические способности и определить точки роста.

Первый этап продолжился работой финалистов в командах: «Коммуниканты», «Организаторы», «Креативщики» и «Аналитики». В результате обобщения основных признаков проявления педагогических способностей получились «Карточки способностей».

2 этап «Разработка рекомендаций»

На втором этапе финалисты при поддержке студентов-профильцев разрабатывали рекомендации для будущих педагогов по развитию их ярко выраженных педагогических способностей, в результате чего получились карточки рекомендаций по развитию коммуникативных, гностических креативных, организаторских и рефлексивных способностей. На это у команд ушло всего 5 минут.

Рекомендации по развитию остальных способностей разрабатывались участниками группы поддержки на следующем этапе.

3 этап «Решение педагогических ситуаций»

Последним этапом финала стало разрешение педагогических ситуаций, направленных на развитие не явно выраженных педагогических способностей финалистов: гностических диагностических, конструктивных и способности к разрешению конфликтов. Выполнение этого задания стало «ориентацией на будущее» для участников финала, позволило подумать о точках роста.

Пока участники решали педагогические ситуации опытные педагоги и учащиеся группы поддержки финалистов, составили список рекомендаций по развитию оставшихся педагогических способностей.

Подведение итогов

Выступления финалистов оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли:
  • Невдах Светлана Игоревна, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Зубрилина Инесса Владимировна, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;
  • Рыбчинская Людмила Михайловна, директор Местного образовательного фонда «Новая школа»;
  • Якименко Иван Викторович, учитель Лошницкой гимназии Борисовского района, председатель клуба «Хрустальный журавль» Белорусского педагогического общества.

При подведении итогов было отмечено, что участники Научного Explorer провели серьезное психолого-педагогическое исследование, у которого есть практические результаты, которые можно использовать на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию».

Эти материалы будут полезны как педагогам, так и учащимся педагогических классов для развития способностей, необходимых современному педагогу:

  • Банк диагностических инструментов для исследования педагогических способностей.
  • «Карточки способностей», в которых зафиксированы основные признаки проявления педагогических способностей.
  • Рекомендации для будущих педагогов по развитию своих педагогических способностей.

(скоро будут размещены на сайте «Педагогические классы»)

В заключение члены жюри поздравили всех финалистов с завершением Научного Explorer и вручили им памятные подарки.

(с) 2015- 2024, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Администрирование Центр развития педагогического образования
Задизайнено alexbednov.work
Яндекс.Метрика