Исследование педагогических способностей

Исследование педагогических способностей

В рамках Декады студенческой науки в БГПУ ‑ 2023 состоялся проект Научный Explorer «Познай самого себя». Научный Explorer помог учащимся педагогических классов провести исследование своих педагогических способностей.

По результатам проекта были собраны материалы, которые могут быть использованы как педагогами на факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию», так и учащимися педагогических классов для самостоятельного изучения и развития способностей, необходимых современному педагогу:

  • «карточки способностей», в которых зафиксированы основные признаки проявления педагогических способностей;
  • рекомендации для будущих педагогов по развитию своих педагогических способностей.
  • банк диагностических инструментов для исследования педагогических способностей;

ГНОСТИЧЕСКИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
способности

— способности, необходимые для изучения ребенка (его возрастных, индивидуальных особенностей, личностных качеств, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, степени эмоционального благополучия), коллектива в целом и др.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Методика «Педагогические ситуации» Н.Г.Молодцова
  • Опросник для определения степени выраженности педагогических способностей (А.Н. Аминов)
  • Исследование особенностей темперамента (Опросник EPI – методика Г. Айзенка, адаптированная А.Г. Шмелёвым).
  • Методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» (адаптирована Н.П. Фетискиным);
  • Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман);
  • *Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию
  • *Методика «Узнавание фигур»,
  • *Методика «Исследование опосредованного запоминания»;
  • *Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона);
  • *Исследование избирательности внимания» (тест Мюнстерберга)

ГНОСТИЧЕСКИЕ КРЕАТИВНЫЕ
способности

— способности, необходимые для изучения ребенка (его возрастных, индивидуальных особенностей, личностных качеств, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, степени эмоционального благополучия), коллектива в целом и др.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Тест креативности Торренса
  • Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

КОНСТРУКТИВНЫЕ
способности

— способности, необходимые для проектирования образовательного процесса с учетом результатов диагностики.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Анкета «Оценка сформированности конструктивно-содержательных и конструктивно-оперативных умений педагога»
  • Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандрикова

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
способности

— способности, необходимые для организации индивидуальной / парной / коллективной деятельности обучающихся, их родителей, коллег, а также для правильной организации собственной работы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В.Синявский, В.А. Федорошин)

КОММУНИКАТИВНЫЕ
способности

— способности, необходимые для установления быстрого контакта и педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями обучающихся, с коллегами по работе, с руководителем учреждения образования и его коллективом.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В.Синявский, В.А. Федорошин)
  • Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)
  • Анкета «Диагностика эффективности педагогических коммуникаций» (модифицированный вариант анкеты А.А.Леонтьева)
  • Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
  • Методика оценки коммуникативных способностей учителя (Л.М. Митина);
  • *Тест-опросник «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности педагога» (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.)

РЕФЛЕКСИВНЫЕ
способности

— способности, необходимые для осуществления педагогом анализа и оценки различных видов и областей собственной активности, деятельности обучающихся и состоявшегося педагогического взаимодействия.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева)
  • «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» (Е. Е. Рукавишникова)
  • Методика определения уровня педагогической рефлексии по  О.В.Калашниковой.
  • Определение уровня рефлексии (по О.С. Анисимову).

способности
К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

— способности, необходимые для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
для определения способности

  • Тест-опросник К. Томаса, Р. Килманна в адаптации Н.В. Гришиной «Поведение в конфликтной ситуации».
  • Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин).
Яндекс.Метрика