III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» КАК ЭТО БЫЛО…

Категория: События

Дата публикации: 12 Ноябрь

5 ноября 2019

5 ноября 2019 года  БГПУ принимал гостей – участников III Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», которая проходила в рамках Международного научного симпозиума «Непрерывное педагогическое образование – гарант будущего», посвященного 105-тилетию БГПУ.

Цель Конференции – обобщение опыта работы профильных классов / групп педагогической направленности в Республике Беларусь и за рубежом, определение перспектив педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.

УЧАСТНИКИ

В этот день в БГПУ пришли те, кто не мыслит себя без развития, те, кто пришел с вопросами и те, кому есть что сказать и чем поделиться, кто открыт новому опыту и настроен на позитивное и плодотворное общение в сообществе педагогических классов.

Более 400 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Эстония, Украина, Армения, Узбекистан) приняли участие в Конференции. В их числе – руководители и специалисты институтов развития образования, представители администрации и педагогические работники учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы; педагоги, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»; учащиеся педагогических классов; специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки на III ступени общего среднего образования; ученые, ведущие специалисты и практики в области профильного и профессионального педагогического образования.

ЭКСПОЗОНА

Разнообразием и оригинальностью отличались материалы выставки достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогические классы – 2019/2020», гдебыли представлены лучшие портфолио, дипломы, исследовательские, творческие работы учащихся и выпускников педагогических классов, а также видеоматериалы, публикации, авторские и коллективные методические разработки педагогов школ-лабораторий Кластера.

Заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай и ректор БГПУ Александр Иванович Жук ознакомились с материалами экспозиции – стендами школ-лабораторий УНИК НПО, а также выставочными материалами российских коллег – Государственного гуманитарно-технологического университета и средней школы № 11 г.о. Электросталь (Московская область).

Кроме того, гостей ждали приятные сюрпризы – интерактив, опросы, розыгрыши, новые знакомства и полезный нетворкинг.

Не пустовала и фотозона!

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Открывая Конференцию, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил масштабность нынешнего мероприятия, возросший интерес к идее педагогической профилизации как со стороны педагогического сообщества, так и со стороны будущих педагогов – студентов и учащихся педагогических классов, составивших почти половину числа участников Конференции.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай.

ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИКЕРОВ

Ректор БГПУ Александр Иванович Жук в своем докладе представил подробную аналитическую информацию о состоянии, статистике, динамике и перспективах развития педагогических классов в нашей стране.

ФОРМАТ БИНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

Выступления спикеров по проблемам педагогической профилизации образовательного процесса на пленарном заседании были выстроены в логике бинарных докладов учёных и практиков из Беларуси, России и Эстонии.

Педагогическая профилизация в школе: особенности белорусской модели

Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент (Беларусь)

Шамшур Елена Зеноновна, зам.директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска имени Г.К. Жукова» (Беларусь)

Педагогический класс: от стратегий к трансферу опыта

Скударёва Галина Николаевна, заведующий кафедрой педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник общего образования РФ (Россия)

Азарова Марина Александровна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Электросталь (Россия)

Формирование общих компетенций у учащихся через реализацию программы педагогической направленности

Скоробогатова Светлана Станиславовна, директор Ахтмеской основной школы г. Кохтла-Ярве (Эстония)

Иванцова Валентина Ивановна, учитель Ахтмеской основной школы г. Кохтла-Ярве (Эстония)

Формирование профессиональных компетенций студентов-выпускников педагогических классов в проектной деятельности

Буторина Ирина Александровна, заместитель декана по воспитательной работе факультета начального образования БГПУ (Беларусь)

Власовец Данута, студентка 3 курса факультета начального образования БГПУ, выпускница педагогического класса ГУО «Греская средняя школа» (Беларусь)

ДИСКУССИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

На Конференции была организована работа 8 дискуссионных площадок для различных категорий участников: 4 площадки – для руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов; 4 «цветные» площадки – для учащихся педагогических классов и студентов из числа выпускников педагогических классов.

Дискуссионная площадка № 1

КАК КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕГРИРОВАН В ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ?

Модератор:

Зубрилина Инесса Владимировна, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», победитель республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь ‑ 2011», председатель ассоциации учителей-методистов Республики Беларусь «Iмкненне»


Дискуссионная площадка № 2

КАКОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ПО ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ?

Модератор:

Невдах Светлана Игоревна, заместитель начальника центра развития педагогического образования БГПУ, к. пед. н., доц.


Дискуссионная площадка № 3

КАКОВЫ НОВЫЕ ФОРМАТЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?

Модератор:

Юшкевич Олег Владимирович,методист, руководитель образовательных проектов УО «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»»


Дискуссионная площадка № 4

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ И ДОПРОФИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ?

Модератор:

Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, к. пед. н., доц.

Зелёная площадка

КАК ПОСТРОИТЬ ШКОЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО НА ЦЕННОСТЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?

Модератор:

Способ Екатерина Владимировна, методист Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», программный координатор RCE Беларусь

Синяя площадка

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ СЧАСТЛИВОЙ?

Модератор:

Кудейко Михаил Викентьевич, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий факультета управления и профессионального развития педагогов ИПКиП БГПУ, к. пед. н., доц.

Красная площадка

ГДЕ РАСТУТ УЧИТЕЛЯ, или КАК СОЗДАВАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ В ШКОЛЕ?

Модератор:

Сухова Галина Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы, учитель-методист ГУО «Гимназия №5 г. Витебска», отличник образования Республики Беларусь, член республиканского клуба «Хрустальный журавль»

Жёлтая площадка

КАК ОБУЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ ВЛИЯЕТ НА МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР?

Модератор:

Коротыш Алла Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 3 г.Смолевичи»

МАСТЕР-КЛАССЫ

В серии мастер-классов каждый участник Конференции мог выбрать тот мастер-класс, который представлял для него наибольший интерес, –знакомство с эффективными формами и методами профильной педагогической подготовки учащихся, практиками построения занятий, особенностями организации успешных педагогических проб, проведения тренинговых занятий при изучении психологических модулей и пр.

Мастер-класс 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ: ВОЗМОЖНЫЕ И УСПЕШНЫЕ

Ведущий: Ананич Оксана Александровна, педагог-психолог ГУО «Гимназия № 174 г. Минска»

Программой факультатива «Введение в педагогическую профессию» предусмотрено 10 часов для проведения педагогических проб. Организацией этого процесса в основном занимаются педагоги, ведущие факультатив. Зачастую приобретение учащимися первичного педагогического опыта ограничивается наблюдением за опытным учителем с последующим повторением урока или его элемента. Однако профессия педагога на сегодняшний момент имеет достаточно обширный объем трудовых функций и действий.

В ходе мастер-класса участники погрузились в проблематику понятия, определили основные аспекты, цели, задачи, функции деятельности педагога, разработали интеллект-карты «Вариации педагогических проб», представили критерии оценки и самооценки качества выполнения задания, рассмотрели возможные риски, с которыми могут столкнуться будущие педагоги.

Мастер-класс 2

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ» ПО ТЕМЕ «РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Ведущий: Василькова Ангелина Ивановна, учитель русского языка и литературы средней школы № 126 г. Минска, преподаватель факультативного курса «Введение в педагогическую профессию», бакалавр пед. н.

Ведущий мастер-класса продемонстрировала фрагмент факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» по теме «Рефлексивные способности», представила эффективные приемы изучения основных понятий темы, в т.ч. примеры практического применения кластера как одной из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющей структурировать рефлексивную деятельность, развивать умения работы с большими объемами устной и письменной информации.

Мастер-класс 3

С ЭМОЦИЯМИ ПО ЖИЗНИ

Ведущий: Ковалёва Ольга Васильевна, педагог-психолог ГУО «Гимназия №40 г. Минска»

Роль эмоций в жизни человека сложно переоценить. Эмоции – это неотъемлемая составляющая личности человека. Не секрет, что часто, поддавшись отрицательным или импульсивным порывам, мы не всегда получаем ту реакцию от людей, на которую рассчитываем.

Занятие с элементами тренинга по теме 4 модуля «Познай самого себя» позволило участникам стать на ступеньку ближе к понимаю своих и чужих эмоций, а также активизировать рефлексивный компонент личности, позволяющий углубиться в познание себя.

Мастер-класс 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ведущие: учащиеся профильных педагогических классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Электросталь (Россия)

Тьюторы и модераторы: педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Электросталь (Россия)

Уникальный мастер-класс представили зарубежные участники. Команда учащихся профильных педагогических классов и педагогов средней школы № 11 г. Электросталь (Россия) продемонстрировала белорусским коллегам (учащимся и педагогам) необычные формы проведения профессиональных проб, связанных с применением «3d-моделирования» во внеурочной деятельности начальной школы. Сверстники из российской школы выступили в качестве тьюторов для учащихся педагогических классов белорусских школ в процессе разработки электронного педагогического портфолио.  

Мастер-класс 5

ПЕДАГОГ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА НА ПУТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ведущий: команда учащихся и выпускников педагогических классов ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района»

Координатор: Шидловская Алла Сергеевна, заместитель директора ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района»

В ходе мастер-класса учащиеся педагогического класса ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района» вместе со студентами университета, бывшими выпускниками школы, представили педагогические традиции Красненской средней школы, организовали совместную работу с участниками по определению компетенций и путей становления современного педагога устойчивого развития.

Мастер-класс 6

«ДВА В ОДНОМ»

Игровые разминки и упражнения на знакомство

Ведущий: Горшкова Ксения Александровна, педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Дзержинска», преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», участник программы «Учитель для Беларуси»

В ходе мастер-класса участники познакомились с упражнениями и играми на знакомство и сплочение в новом детском коллективе, которые направлены на «разогрев» участников группы, активизацию их творческой активности, создание в группе доброжелательной и доверительной атмосферы. Педагоги могут использовать их на первых факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию», учащиеся педагогических классов – при организации и проведении педагогических проб

Проведение игровой перемены

Ведущий: Каравай Ирина Владимировна, учитель ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска», преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»

Участники познакомились с технологией подготовки и проведения игровой  танцевальной перемены для начальной школы, которую учащиеся педагогических классов могут проводить во время педагогических проб.

Мастер-класс 7

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ведущий: инновационная команда ГУО «Гимназия № 1 г. Лида»:

Ровбуть Алла Петровна, заместитель директора по учебной работе;

Сыманович Алексей Александрович, учитель русского языка и литературы, учебного предмета «Искусство»;

Герасимчук Елена Витальевна, учитель начальных классов.

Как быть успешным в современном развивающемся мире? Как сформировать образ своего желаемого будущего? Ответы дает инновационная команда педагогов гимназии №1 г. Лида, выпускники которой конкурентоспособны (100% поступление в УВО, первые строки по результатам ЦТ на республиканском уровне, успешность в трудовой карьере). На мастер-классе участники смогли познакомиться с техникой формирования индивидуальных образовательных запросов учащихся как фактора социальной успешности, с технологией управления знаниями и спецификой ее организации на трех ступенях общего среднего образования.

Справочно.

Первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси с 2015/2016 учебного года. В нынешнем 2019/2020 учебном году работают 438 педагогических классов и групп, в которых обучается 4036 учащихся.

В 2019 году на педагогические специальностив учреждения высшего образования Республики Беларусь поступили около 700 выпускников педагогических классов, что составляет треть от общего числа выпускников педагогических классов (2182 чел.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.