III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» КАК ЭТО БЫЛО…

III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ» КАК ЭТО БЫЛО…

Категория: События

Дата публикации: 12 Ноябрь

Дата мероприятия:

5 ноября 2019

5 ноября 2019 года  БГПУ принимал гостей – участников III Международной научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы», которая проходила в рамках Международного научного симпозиума «Непрерывное педагогическое образование – гарант будущего», посвященного 105-тилетию БГПУ.

Цель Конференции – обобщение опыта работы профильных классов / групп педагогической направленности в Республике Беларусь и за рубежом, определение перспектив педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.

УЧАСТНИКИ

В этот день в БГПУ пришли те, кто не мыслит себя без развития, те, кто пришел с вопросами и те, кому есть что сказать и чем поделиться, кто открыт новому опыту и настроен на позитивное и плодотворное общение в сообществе педагогических классов.

Более 400 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Эстония, Украина, Армения, Узбекистан) приняли участие в Конференции. В их числе – руководители и специалисты институтов развития образования, представители администрации и педагогические работники учреждений общего среднего образования, в которых открыты педагогические классы; педагоги, ведущие факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»; учащиеся педагогических классов; специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки на III ступени общего среднего образования; ученые, ведущие специалисты и практики в области профильного и профессионального педагогического образования.

ЭКСПОЗОНА

Разнообразием и оригинальностью отличались материалы выставки достижений педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования «Педагогические классы – 2019/2020», гдебыли представлены лучшие портфолио, дипломы, исследовательские, творческие работы учащихся и выпускников педагогических классов, а также видеоматериалы, публикации, авторские и коллективные методические разработки педагогов школ-лабораторий Кластера.

Заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай и ректор БГПУ Александр Иванович Жук ознакомились с материалами экспозиции – стендами школ-лабораторий УНИК НПО, а также выставочными материалами российских коллег – Государственного гуманитарно-технологического университета и средней школы № 11 г.о. Электросталь (Московская область).

Кроме того, гостей ждали приятные сюрпризы – интерактив, опросы, розыгрыши, новые знакомства и полезный нетворкинг.

Не пустовала и фотозона!

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Открывая Конференцию, ректор БГПУ Александр Иванович Жук отметил масштабность нынешнего мероприятия, возросший интерес к идее педагогической профилизации как со стороны педагогического сообщества, так и со стороны будущих педагогов – студентов и учащихся педагогических классов, составивших почти половину числа участников Конференции.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель Министра образования Республики Беларусь Александр Владимирович Кадлубай.

ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИКЕРОВ

Ректор БГПУ Александр Иванович Жук в своем докладе представил подробную аналитическую информацию о состоянии, статистике, динамике и перспективах развития педагогических классов в нашей стране.

ФОРМАТ БИНАРНЫХ ДОКЛАДОВ

Выступления спикеров по проблемам педагогической профилизации образовательного процесса на пленарном заседании были выстроены в логике бинарных докладов учёных и практиков из Беларуси, России и Эстонии.

Педагогическая профилизация в школе: особенности белорусской модели

Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент (Беларусь)

Шамшур Елена Зеноновна, зам.директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска имени Г.К. Жукова» (Беларусь)

Педагогический класс: от стратегий к трансферу опыта

Скударёва Галина Николаевна, заведующий кафедрой педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник общего образования РФ (Россия)

Азарова Марина Александровна, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Электросталь (Россия)

Формирование общих компетенций у учащихся через реализацию программы педагогической направленности

Скоробогатова Светлана Станиславовна, директор Ахтмеской основной школы г. Кохтла-Ярве (Эстония)

Иванцова Валентина Ивановна, учитель Ахтмеской основной школы г. Кохтла-Ярве (Эстония)

Формирование профессиональных компетенций студентов-выпускников педагогических классов в проектной деятельности

Буторина Ирина Александровна, заместитель декана по воспитательной работе факультета начального образования БГПУ (Беларусь)

Власовец Данута, студентка 3 курса факультета начального образования БГПУ, выпускница педагогического класса ГУО «Греская средняя школа» (Беларусь)

ДИСКУССИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

На Конференции была организована работа 8 дискуссионных площадок для различных категорий участников: 4 площадки – для руководителей, педагогов, психологов, представителей вузов; 4 «цветные» площадки – для учащихся педагогических классов и студентов из числа выпускников педагогических классов.

Дискуссионная площадка № 1

КАК КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕГРИРОВАН В ПОДГОТОВКУ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ?

Модератор:

Зубрилина Инесса Владимировна, начальник Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», победитель республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь ‑ 2011», председатель ассоциации учителей-методистов Республики Беларусь «Iмкненне»


Дискуссионная площадка № 2

КАКОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ ПО ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ?

Модератор:

Невдах Светлана Игоревна, заместитель начальника центра развития педагогического образования БГПУ, к. пед. н., доц.


Дискуссионная площадка № 3

КАКОВЫ НОВЫЕ ФОРМАТЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?

Модератор:

Юшкевич Олег Владимирович,методист, руководитель образовательных проектов УО «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»»


Дискуссионная площадка № 4

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ И ДОПРОФИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ?

Модератор:

Позняк Александра Валентиновна, начальник центра развития педагогического образования БГПУ, к. пед. н., доц.

Зелёная площадка

КАК ПОСТРОИТЬ ШКОЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО НА ЦЕННОСТЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?

Модератор:

Способ Екатерина Владимировна, методист Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития», программный координатор RCE Беларусь

Синяя площадка

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ШКОЛУ СЧАСТЛИВОЙ?

Модератор:

Кудейко Михаил Викентьевич, доцент кафедры менеджмента и образовательных технологий факультета управления и профессионального развития педагогов ИПКиП БГПУ, к. пед. н., доц.

Красная площадка

ГДЕ РАСТУТ УЧИТЕЛЯ, или КАК СОЗДАВАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ В ШКОЛЕ?

Модератор:

Сухова Галина Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы, учитель-методист ГУО «Гимназия №5 г. Витебска», отличник образования Республики Беларусь, член республиканского клуба «Хрустальный журавль»

Жёлтая площадка

КАК ОБУЧЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛАССЕ ВЛИЯЕТ НА МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР?

Модератор:

Коротыш Алла Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 3 г.Смолевичи»

МАСТЕР-КЛАССЫ

В серии мастер-классов каждый участник Конференции мог выбрать тот мастер-класс, который представлял для него наибольший интерес, –знакомство с эффективными формами и методами профильной педагогической подготовки учащихся, практиками построения занятий, особенностями организации успешных педагогических проб, проведения тренинговых занятий при изучении психологических модулей и пр.

Мастер-класс 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЫ: ВОЗМОЖНЫЕ И УСПЕШНЫЕ

Ведущий: Ананич Оксана Александровна, педагог-психолог ГУО «Гимназия № 174 г. Минска»

Программой факультатива «Введение в педагогическую профессию» предусмотрено 10 часов для проведения педагогических проб. Организацией этого процесса в основном занимаются педагоги, ведущие факультатив. Зачастую приобретение учащимися первичного педагогического опыта ограничивается наблюдением за опытным учителем с последующим повторением урока или его элемента. Однако профессия педагога на сегодняшний момент имеет достаточно обширный объем трудовых функций и действий.

В ходе мастер-класса участники погрузились в проблематику понятия, определили основные аспекты, цели, задачи, функции деятельности педагога, разработали интеллект-карты «Вариации педагогических проб», представили критерии оценки и самооценки качества выполнения задания, рассмотрели возможные риски, с которыми могут столкнуться будущие педагоги.

Мастер-класс 2

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ» ПО ТЕМЕ «РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Ведущий: Василькова Ангелина Ивановна, учитель русского языка и литературы средней школы № 126 г. Минска, преподаватель факультативного курса «Введение в педагогическую профессию», бакалавр пед. н.

Ведущий мастер-класса продемонстрировала фрагмент факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию» по теме «Рефлексивные способности», представила эффективные приемы изучения основных понятий темы, в т.ч. примеры практического применения кластера как одной из форм познавательной деятельности учащихся, позволяющей структурировать рефлексивную деятельность, развивать умения работы с большими объемами устной и письменной информации.

Мастер-класс 3

С ЭМОЦИЯМИ ПО ЖИЗНИ

Ведущий: Ковалёва Ольга Васильевна, педагог-психолог ГУО «Гимназия №40 г. Минска»

Роль эмоций в жизни человека сложно переоценить. Эмоции – это неотъемлемая составляющая личности человека. Не секрет, что часто, поддавшись отрицательным или импульсивным порывам, мы не всегда получаем ту реакцию от людей, на которую рассчитываем.

Занятие с элементами тренинга по теме 4 модуля «Познай самого себя» позволило участникам стать на ступеньку ближе к понимаю своих и чужих эмоций, а также активизировать рефлексивный компонент личности, позволяющий углубиться в познание себя.

Мастер-класс 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ведущие: учащиеся профильных педагогических классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Электросталь (Россия)

Тьюторы и модераторы: педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Электросталь (Россия)

Уникальный мастер-класс представили зарубежные участники. Команда учащихся профильных педагогических классов и педагогов средней школы № 11 г. Электросталь (Россия) продемонстрировала белорусским коллегам (учащимся и педагогам) необычные формы проведения профессиональных проб, связанных с применением «3d-моделирования» во внеурочной деятельности начальной школы. Сверстники из российской школы выступили в качестве тьюторов для учащихся педагогических классов белорусских школ в процессе разработки электронного педагогического портфолио.  

Мастер-класс 5

ПЕДАГОГ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА НА ПУТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ведущий: команда учащихся и выпускников педагогических классов ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района»

Координатор: Шидловская Алла Сергеевна, заместитель директора ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района»

В ходе мастер-класса учащиеся педагогического класса ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района» вместе со студентами университета, бывшими выпускниками школы, представили педагогические традиции Красненской средней школы, организовали совместную работу с участниками по определению компетенций и путей становления современного педагога устойчивого развития.

Мастер-класс 6

«ДВА В ОДНОМ»

Игровые разминки и упражнения на знакомство

Ведущий: Горшкова Ксения Александровна, педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Дзержинска», преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», участник программы «Учитель для Беларуси»

В ходе мастер-класса участники познакомились с упражнениями и играми на знакомство и сплочение в новом детском коллективе, которые направлены на «разогрев» участников группы, активизацию их творческой активности, создание в группе доброжелательной и доверительной атмосферы. Педагоги могут использовать их на первых факультативных занятиях «Введение в педагогическую профессию», учащиеся педагогических классов – при организации и проведении педагогических проб

Проведение игровой перемены

Ведущий: Каравай Ирина Владимировна, учитель ГУО «Средняя школа № 147 г. Минска», преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»

Участники познакомились с технологией подготовки и проведения игровой  танцевальной перемены для начальной школы, которую учащиеся педагогических классов могут проводить во время педагогических проб.

Мастер-класс 7

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ведущий: инновационная команда ГУО «Гимназия № 1 г. Лида»:

Ровбуть Алла Петровна, заместитель директора по учебной работе;

Сыманович Алексей Александрович, учитель русского языка и литературы, учебного предмета «Искусство»;

Герасимчук Елена Витальевна, учитель начальных классов.

Как быть успешным в современном развивающемся мире? Как сформировать образ своего желаемого будущего? Ответы дает инновационная команда педагогов гимназии №1 г. Лида, выпускники которой конкурентоспособны (100% поступление в УВО, первые строки по результатам ЦТ на республиканском уровне, успешность в трудовой карьере). На мастер-классе участники смогли познакомиться с техникой формирования индивидуальных образовательных запросов учащихся как фактора социальной успешности, с технологией управления знаниями и спецификой ее организации на трех ступенях общего среднего образования.

Справочно.

Первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси с 2015/2016 учебного года. В нынешнем 2019/2020 учебном году работают 438 педагогических классов и групп, в которых обучается 4036 учащихся.

В 2019 году на педагогические специальностив учреждения высшего образования Республики Беларусь поступили около 700 выпускников педагогических классов, что составляет треть от общего числа выпускников педагогических классов (2182 чел.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика