Дискуссионная площадка № 3
Модераторы:
Орлова Лидия Васильевна, профессор кафедры психологии и предметных методик факультета повышения квалификации педагогических работников Минского городского института развития образования, кандидат психологических наук, доцент
Радькова Светлана Владимировна, доцент кафедры психологии и предметных методик факультета повышения квалификации педагогических работников Минского городского института развития образования
Участники: педагоги, психологи, работающие в профильных классах педагогической направленности; представители институтов развития образования, преподаватели учреждений высшего образования, специалисты отделов и управлений образования, курирующие организацию профильной педагогической подготовки учащихся
ВЫСТУПЛЕНИЯ
Призвание. Как прожить в профессии без острых углов
Орлова Лидия Васильевна, профессор кафедры психологии и предметных методик факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО, кандидат психологических наук, доцент
Радькова Светлана Владимировна, доцент кафедры психологии и предметных методик факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО
Особенности профессионального самоопределения школьников, обучающихся в педагогических классах
Есипович Алеся Владимировна, учитель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»средней школы № 47 г.Минска
Управление кризисом профессионального самоопределения у учащихся педагогических классов
Мартыненко Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета, преподаватель факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию»
Развитие психологических компетенций у учащихся педагогических классов
Бакунович Милана Фёдоровна, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент;
Евдокимова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности института психологии БГПУ
Творческая группа педагогов как механизм регионального креативного менеджмента в процессе организации факультатива «Введение в педагогическую профессию»
Луцевич Леонида Викторовна,Белорусский государственный экономический университет, кандидат педагогических наук, доцент;
Полещук Марина Ивановна,директор средней школы № 153 г.Минска;
Кучинская Наталья Геннадьевна, начальник управления образования Ленинского района г.Минска
КРАТКИЙ ОБЗОР РАБОТЫ ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
Модератор секции Орлова Лидия Васильевна представила свою книгу, написанную по материалам многолетнего педагогического опыта: «Как прожить в профессии без острых углов» и особо подчеркнула влияние учителя, его примера на выбор профессии его учеников. Автор остановилась на важности призвания в педагогической профессии, а также отметила необходимость владения приемами саморегуляции, когнитивно-ориентированными техниками для предотвращения профессионального выгорания.
Светлана Владимировна Радькова представила ретроспективный анализ опыта работы педагогической гимназии. Особый интерес у аудитории вызвали отзывы ребят об уроках педагогики и психологии. Учащиеся называют эти уроки «уроками общения». Они отмечают, что благодаря этим занятиям, они становятся более коммуникабельными и уверенными в себе. Ребята также предлагают проводить такие уроки для всех школьников, потому что «они позволяют узнать себя, свои склонности, раскрыть свои сильные стороны». В этой связи участники дискуссионной площадки отметили особую эффективность проведения тренингов, занятий с элементами тренинга для учащихся профильных классов педагогической направленности.
С благодарности всему педагогическому коллективу БГПУ начала свой рассказ выпускница 1990 года Мартыненко Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета, которая по совместительству ведет факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» в Жемчужненской средней школе. Ее выступление, посвященное деятельности студенческого профориентационного центра в Барановичском государственном университете вызвало неподдельный интерес аудитории.
Заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности БГПУ Бакунович Милана Федоровна анонсировала рабочую тетрадь по развитию психологических компетенций у учащихся педагогических классов и попросила педагогов-практиков направлять предложения и наблюдения в адрес центра развития педагогического образования и ей лично. Были высказаны пожелания издать все материалы, как в электронной, так и в печатной форме.
Участники дискуссии, которым довелось познакомиться с опытом организации работы психолого-педагогической службы гимназии № 20 города Минска (являющейся школой-лабораторией Кластера непрерывного педагогической образования), сошлись во мнении, что данную службу можно считать образцовой.
РЕЗЮМЕ ПО ИТОГАМ ДИСКУССИИ
Участниками дискуссионной площадки выделены следующие проблемные направления для исследования и разработки:
- Проблема стихийного профессионального выбора. Как сделать выбор управляемым?
- Способы преодоления кризиса профессионального самоопределения.
- Профессиональное здоровье педагога и его влияние на выбор учащимися педагогического профиля.
- Проблема теоретизации предъявления информации в педагогических классах.
- Предъявление методического обеспечения должно быть не только на электронном носителе.
- Проблема феминизации мужского поколения. Разработка, создание условий для привлечения мужчин в педагогическую профессию.