Цель анкетирования состояла в оценке эффективности процесса педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.
В анкетировании приняли участие 460 респондентов. Из них 78% девушек и 22% юношей. География анкетирования охватывает все регионы республики и все типы учебных заведений, на базе которых осуществлялась профильная подготовка педагогической направленности (79% респондентов проходят профилизацию на базе школ, 16% на базе гимназий, 1% – лицеев, 4% – учебно-педагогических комплексов). 81% анкетируемых представляют городское население, 12% ‑ сельский населенный пункт, 8% ‑ поселок городского типа.
Анализ ответов респондентов в целом показал высокую удовлетворенность обучением профильной педагогической направленности: 57% отметили, что им очень понравилось, 40% не жалеют, что прошли профильную подготовку, и только 3 % признались, что обучение не оправдало их ожиданий.
На вопрос, помогли ли факультативные занятия понять сущность и особенности педагогической профессии, 72% дают утвердительный ответ, 23% утверждают, что помогли частично, 5% дают отрицательный ответ.
Из тем педагогического блока наиболее полезными и интересными оказались: «Образ педагога», «Имидж современного педагога», «Организаторские способности педагога», «Способности к разрешению конфликтов», «Рефлексивные способности педагога», «Коммуникативные умения», «Самоорганизация и самоменеджмент» и др.
Среди тем психологических модулей наибольший интерес вызвали темы, «Память», «Мышление», «Ощущения и восприятие», «Внимание», «Темперамент», «Эмоции и чувства», «Значение эмпатии в деятельности педагога», «Познание и самопознание» и др.
Многие респонденты отмечали, что все / большинство тем были интересными.
На вопрос о том, какие темы вызвали трудности при изучении факультатива, большинство респондентов ответило, что таких тем нет.
В числе тем, которые всё же были указаны, в педагогическом блоке: «История педагогики», «Гностические способности», «Рефлексивные способности». Также респонденты отметили трудности в подготовке и проведении проб, особенно в выставлении отметок, планировании урока.
В психологическом блоке в качестве наиболее сложных в этом году учащиеся выделили темы «Когнитивные процессы», «Сенсорно-перцептивные процессы», «Самопознание личности».
Проведение педагогических проб, отмечено большинством участников анкетирования как наиболее полезный опыт, полученный в ходе обучения. На вопрос: «Какие виды педагогических проб оказались наиболее эффективными для освоения специфики педагогической деятельности?» ответы респондентов распределились следующим образом:
- проведение фрагментов уроков (69,3 %)
- посещение уроков учителей (59,9 %)
- проведение воспитательных дел (36,3 %)
- волонтерская деятельность (28,8 %)
- организация игр на переменах (28,5 %)
- практика в школьном лагере (24,8 %)
- проведение микроисследования (21,7 %)
Статистические данные о том, как учащиеся педклассов относятся к составлению портфолио «Я – педагог», изменились в лучшую сторону по сравнению с показателями прошлых лет. К завершению 11-го класса 54,7% анкетируемых уже создали свой портфолио, причём 41,3 % сделали его в виде папки и 13,4 % — в электронном виде. 31,8% разработали лишь некоторые составные части портфолио, а 13,4 % ‑ вовсе не создали портфолио. Вероятно, как и прежде, это факт объясняется тем, что не все респонденты сделали выбор в пользу поступления педагогическую специальность. Для большинства учащихся педклассов (37,6 %) учебная ценность портфолио преимущественно сводится к его аккумулятивной функции – портфолио для них выступает инструментом накопления результатов учебной и педагогической деятельности, заметно уступая другим функциям – рефлексивной (14,1%), диагностической (12,7%), демонстрационной (11,9%), организующей (11,7%) и т.д. 9,1% анкетируемых отметили, что никакой пользы от данной формы управления учебной деятельностью они не увидели.
На вопрос о том, были ли факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» полезными для развития личности в целом, 88,9% респондентов ответили положительно. Ответ «не уверен» дали 9,5%, не считают занятия полезными 1,6%.
В комментариях учащиеся отмечают большую пользу факультативных занятий:
«Если вам предложили учиться в педагогическом классе, не стоит сразу отказываться, стоит подумать, ведь курс очень интересный и развивающий. Если вы думаете, что это не для вас, вы ошибаетесь, стоит пробовать».
«Учащимся педагогических классов я бы хотела сказать, чтобы они не пропускали факультативные занятия, так как именно они помогают развить личность, потенциал, способности и лидерские качества».
«Учащимся хочу посоветовать, как можно больше посещать подобных факультативов. Чтобы разносторонне развиваться».
«Хороший курс. Даже если не станешь педагогом, многое пригодится в семейной жизни».
«Друзья, даже если вы не захотите связать свою жизнь с профессией педагога, то это в любом случае огромный опыт. В будущем у вас появятся дети и знания, которые вы приобретёте на этих занятиях, вам очень помогут».
Важной задачей анкетирования выступала оценка степени влияния профильного обучения на факт профессионального самоопределения. Респонденты должны были оценить, в какой мере факультативные занятия способствовали выбору педагогической профессии. 48,3% анкетируемых отметили положительное влияние факультативов на их профессиональный выбор; 37,5% признались, что хотя занятия были интересными, на их профессиональный выбор повлияли слабо, а 12,3% заявили, что занятия не повлияли на выбор вообще.
На вопрос, намерены ли выпускники педагогических классов выбрать педагогическую профессию, положительный ответ дали 41,3%, отрицательный – 29,7%, и 28,9% еще не определились.
Из 460 респондентов 132 человека планируют поступать в БГПУ, это примерно 29% от общего числа анкетируемых и более 50% от общего количества желающих связать свое будущее с педагогической профессией.
Таким образом, обработка статистических данных подтвердила продуктивность работы всех участников педагогического процесса и общую удовлетворенность учащихся содержанием профильной подготовки педагогической направленности.
В числе пожеланий и предложений по организации профильной педагогической подготовки:
«Использовать больше жизненных ситуаций».
«Все понравилось, продолжать в том же духе».
«Хотелось бы, чтобы как можно больше людей интересовалось данной темой».
«Хотелось бы почаще организовывать мини уроки для детей. И чтобы было побольше практики».
«Рассказывать о наличии таких классов, тем самым завлекать таких же заинтересованных людей».
«Желаю, чтобы заинтересованных в педпрофессии стало больше».
«Педагогам стоит быть открытыми и честными по отношению к детям. Давайте как можно больше жизненных советов. А учащимся желаю успехов в практике приобретенных знаний».
«Делать упор на педагогические пробы».
«Я считаю, что надо продолжить работу педагогических классов».
«Пусть, благодаря Вашим стараниям и усилиям, весь мир с каждым днем становится грамотнее, образованнее, умнее и просвещеннее».
«Спасибо за факультативные занятия!»