Анализ результатов анкетирования учащихся педклассов/групп (май, 2018 г.)
Дата:
2018-05-26

Результаты анкетирования учащихся 11-х профильных классов педагогической направленности (май, 2018 г.)

Аналитическая записка

В анкетировании (май, 2018 г.) приняли участие 1199 респондентов; в прошлом году – 979 респондентов. Из них 73% девушек и 27% юношей (в прошлом году те же цифры – 72% девушек и 28% юношей).  География анкетирования охватывает все регионы республики и все типы учебных заведений, на базе которых осуществлялась профильная подготовка педагогической направленности (70% респондентов проходят профилизацию на базе школ, 12% на базе гимназий, 16% – лицеев, 2% – учебно-педагогических комплексов). В этом году в опросе участвовало больше лицеистов, чем в прошлом году (2017 г. – 5%). 77% анкетируемых представляют городское население (как и в прошлом году).

Поскольку цель анкетирования в первую очередь состояла в оценке качества программного обеспечения и эффективности организации учебного процесса в рамках профилизации, остановимся подробнее на эмпирических данных, которые служат индикатором такой эффективности.

Анализ ответов респондентов в целом показал высокую удовлетворенность обучением профильной педагогической направленности (показатели в основном те же, что и в прошлом году): 56% (в 2017 г. – 52%) отметили, что им очень понравилось, 42% (в 2017 г. – 41%) не жалеют, что прошли профильную подготовку, и 6,5 % (в 2017 г. – 7%) признались, что обучение не оправдало их ожиданий.

На вопрос, помогли ли факультативные занятия понять сущность и особенности педагогической профессии, 57% (в прошлом году – 61%) дают утвердительный ответ, 32% (в прошлом году – 33%) утверждают, что помогли частично, 6% (в прошлом году – 11%) дают отрицательный ответ. Почти те же показатели, как и в прошлом году.

Из наиболее полезных и интересных теоретических вопросов, изученных в ходе факультатива «Введение в педагогическую профессию», респонденты отметили в первую очередь информационный блок, раскрывающий специфику профессии педагога, куда входят такие вопросы, как плюсы и минусы педагогической профессии, будущее педагогической профессии, имидж и престиж современного педагога, – одним словом, профессиологические знания. Далее, в соответствии с познавательным интересом респондентов, следующим по значимости идет раздел «Открой в себе педагога», где наиболее запомнились учащимся такие темы как организаторские, коммуникативные, конструктивные способности педагога и способности к разрешению конфликтов. Из психологического модуля учащимся наиболее запомнились темы «Эмоции и чувства», «Саморегуляция», «Темперамент», «Характер», которые, по мнению респондентов, помогли им глубже понять самого себя и природу человека.

В целом, отмечается очень сильный разброс мнений при такой большой выборке. Все темы факультатива охвачены. Трудно выбрать доминирующие. В прошлом году были явные темы-лидеры. Многие респонденты отвечали, что все темы были интересными.

В числе тем, которые вызвали трудности при изучении факультатива – темы психологического блока, связанные с изучением сенсорно-перцептивных процессов, сознания и самосознания личности, когнитивных процессов и мышления. В педагогическом блоке в качестве наиболее сложной  в этом году учащиеся выделили тему «Рефлексивные способности», отметили трудности в  подготовке и проведении проб, особенно в выставлении отметок, планировании урока.

В прошлом году также психологический блок вызвал наибольшие трудности, но теперь стали отмечать еще и педагогические пробы. Практический блок, в частности, проведение педагогических проб, отмечен большинством участников анкетирования как наиболее полезный опыт, полученный в ходе обучения. На вопрос: «Какие виды педагогических проб оказались наиболее эффективными для освоения специфики педагогической деятельности?» Ответы респондентов распределились следующим образом (в порядке убывания):

  • посещение уроков учителей (как и в прошлом году)
  • проведение фрагментов уроков (как и в прошлом году)
  • проведение воспитательных дел (как и в прошлом году)
  • организация игр на переменах (поднялась на более высокую позицию по сравнению с прошлым годом)
  • волонтерская деятельность (как и в прошлом году)
  • практика в школьном лагере (опустилась ниже по сравнению с прошлым годом)
  • проведение микроисследования (как и в прошлом году)

Даже в комментариях по совершенствованию программы обучения многие респонденты призывают к усилению практической составляющей обучения, где они бы смогли попрактиковаться в педагогических умениях и освоить конкретные навыки. Из различных форм педагогических проб респонденты отдают предпочтение посещению уроков учителей и проведению фрагментов собственных занятий и считают их наиболее эффективной формой педпроб. Далее по ранжированию идут проведение воспитательных дел, волонтерская деятельность и практика в школьном лагере. Такая же форма как проведение микроисследований получила наименьшее число голосов со стороны респондентов. Очевидно, что проведение микроисследований как форма организации учебного процесса по каким-то причинам им не запомнилась либо не получила должного отражения в индивидуальном опыте учащихся педклассов. Вероятно, в этом направлении нужна методическая поддержка и разработка технологий применения данной формы в учебном процессе.

Увы, статистические данные о том, как учащиеся педклассов относятся к составлению портфолио «Я – педагог» не изменились в лучшую сторону и практически совпадают с показателями прошлого года. К завершению 11-го класса 47,5% (в прошлом году – 47%)  анкетируемых уже создали свой портфолио, 29% (в прошлом году – 33%) приступили к его созданию и имеют лишь некоторые его составные части, 23,5% вовсе не создали портфолио. Вероятно, как и прежде, факт игнорирования данной формы объясняется тем, что не все респонденты выбрали для поступления педагогическую специальность. Но анализ анкет показывает, что даже среди мотивированных на педагогическую профессию подготовка портфолио является проблематичной или откладывается на крайний срок. Очевидно, нужны механизмы промежуточного контроля и стимулирования учащихся к данной форме работе на протяжении всего периода обучения. Для учащихся педклассов учебная ценность портфолио преимущественно сводится к его аккумулятивной функции – портфолио для них выступает инструментом накопления результатов учебной и педагогической деятельности, заметно уступая другим функциям – рефлексивной, познавательной, организующей и т.д. 14% анкетируемых (12.7% – в 2017 г.) отметили, что никакую пользу от данной формы управления учебной деятельностью они не увидели.

На вопрос о том, считаете ли Вы факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» полезными для развития Вашей личности в целом, 79% респондентов (85% в прошлом году) ответили положительно. Ответ «не уверен» дали 15% (было 10%), не считают занятия полезными 6% (было 5%).

Почти те же показатели, как и в прошлом году.

В комментариях учащиеся отмечают большую пользу факультативных занятий.

«Благодаря этим занятиям я стал увереннее себя чувствовать»

«Особенно ценными для меня были знания и умения в области управления конфликтами и межличностного взаимодействия, уверен, что эти темы пригодятся в моей будущей профессиональной деятельности».

«Эмоции и чувства, темперамент, речь, воображение – эти темы способствовали формированию моей психологической культуры личности».

«Педагогические пробы были новым и трудным для меня опытом. Не думала, что учитель так много должен сделать, чтобы провести урок».

«Педагогический класс – идеальная находка для учащихся, которые мечтают о поступлении в педагогический университет. Хорошо, что такие классы существуют в нашей стране».

«Факультатив очень интересен, помогает узнать себя, скорректировать свое поведение».

В пожеланиях к организаторам профильной подготовки респонденты просят усилить ее практикоориентированность и увеличить количество тренингов, рефлексивных форм работы по самопознанию и повернуть содержание к более конкретным навыкам.

Второй задачей анкетирования выступала оценка степени влияния профильного обучения на факт профессионального самоопределения. Респонденты должны были оценить, в какой мере факультативные занятия способствовали выбору педагогической профессии. 39% анкетируемых отметили положительное влияние факультативов на их профессиональный выбор (это меньше чем в прошлом году на 10%); 36% признались, что хотя занятия были интересными, на их профессиональный выбор повлияли слабо (та же цифра, что и в прошлом году), а 25% заявили, что они не повлияли вообще (в прошлом году было только 13%). Немного уменьшилось влияние факультативных занятий на выбор педагогической профессии.

На вопрос, намерены ли выпускники педагогических классов выбрать педагогическую профессию, положительный ответ дали 33% (меньше, чем в прошлом году, тогда было 44%), отрицательный – 35% (в прошлом году – 29%, сейчас процент чуть вырос), и 32% еще не определились (больше, чем в прошлом году, когда было 27%).

Из 1199 респондентов 223 человека планируют поступать в БГПУ, это примерно 19% от общего числа анкетируемых и больше 50% от общего количества желающих связать свое будущее с педагогической профессией.

Показатели относительно выбора педагогических специальностей в 2108 г. (из тех, кто выбрал БГПУ) следующие.

Логопед – 52 (логопед лидировал и в прошлом году)

История – 42 (резко возросло количество желающих по сравнению с прошлым годом)

Психолог – 39

Начальное образование – 36 (опустились со второй на четвертую позицию)

Филолог – 18 (почти все выбирают с доп. специальностью иностранный язык)

Дошкольное  образование – 9

Химия и биология – 8 (как и в прошлом году)

Остальные – не определились.

Таким образом, обработка статистических данных подтвердила продуктивность работы всех участников педагогического процесса и общую удовлетворенность учащихся содержанием профильной подготовки педагогической направленности. Но не хотелось бы останавливаться на достигнутом. К перспективам дальнейшего совершенствования профильной подготовки можно отнести:

— повышение доступности содержания некоторых разделов программы;

— усиление практикоориентированности учебного процесса;

— введение промежуточных форм мониторинга работы по составлению индивидуального портфолио;

— обеспечение гибкости и информационного обновления профессиологического блока в содержании факультативных занятий;

— разработка технологий проведения микроисследований в контексте профильной подготовки педагогической направленности.

(с) 2015- 2023, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Администрирование Центр развития педагогического образования
Задизайнено alexbednov.work
Яндекс.Метрика