Сценарий игры «Дебаты». Тема: «Современный учитель: профессия или призвание?»
Дата:
2019-04-22

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №54 г. Минска»

Григорьева Ольга Николаевна

Сценарий игры «Дебаты»

Тема: «Современный учитель: профессия или призвание?

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»;
  • Воспитывать уважительное отношение к учителям;
  • Повысить престиж профессии учителя;
  • Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся;
  • Совершенствовать умения проведения дискуссии – дебаты;
  • Развивать устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, научить пользоваться речевыми клише;
  • Прививать нормы вежливого общения, уважения чужого мнения, культуры поведения.
  •  

Ход игры.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые судьи и оппоненты, таймкипер и все присутствующие в зале. Позвольте представить вам команду «Утверждения» в составе: третьего спикера (…), второго спикера (…), первого спикера (…) и команду «Отрицания»: третьего спикера (…), второго спикера (…) и первого спикера (…). Тема сегодняшних дебатов звучит так: «Современный учитель: профессия или призвание?»

Тема безусловна актуальна для нас. Очень жаль, что престиж профессии падает. Хотя сегодня мы наблюдаем, как активно развивается система образования. Для вас, современных учеников, очень важно найти своё место в окружающем мире, а по окончании школы стать человеком образованным и умеющим самостоятельно добывать знания необходимые в жизни. И, безусловно, особое место в современной школе, где мы проводим большую часть своего времени занимает учитель. Так что? Это профессия или призвание?

Считаю необходимым предоставить доказательства аргумента: учитель – это призвание.

1-ый спикер утверждения: Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии. Призвание человека – это внутренний голос, который зовёт за собой. В словах призвание, зовёт, зов – один и тот же корень. Призвание человека – это ориентир для выбора жизненного пути.

Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.

Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное – любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, умение донести его до детей, а также увлечённость своим делом. Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что всё не зря! Но для того, чтобы зажечь других, ты должен сам гореть, а не тлеть. Я уверен, что учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и   таланта общения.

Доказательством этого аргумента полагаю служат слова об учителе писателя С. Л. Соловейчика:

«Он – артист, но его слушатели не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

1-ый спикер отрицания: В отличии от наших оппонентов мы полагаем, что это профессия одна из десяти тысяч профессий в мире и ничего сложного в ней нет и о каком призвании можно говорить? Провёл уроки и в два часа свободен как ветер, и не надо пахать 8 часов у станка, например, или в офисе. Я уверен и утверждаю, что профессия педагога – самая обычная.

Сегодня поступающих в колледжи и педагогические университеты становится все меньше, а те кто их заканчивает, стараются найти работу вне школы.

Куда уходят учителя… Откуда же взяться учителям? Тем паче готовым, свесив язык, нянчиться с великовозрастным балбесом и его истеричной мамкой? Они бегут из школы!

В любой стране, кроме нашей, считается недопустимым позвонить учителю поздно вечером по поводу домашнего задания, потому что дитятко не записало его. Голова учителя должна быть забита лишь новыми методиками и возможностью их применения, глубоким анализом, как и чему научить ребёнка, чтобы он был успешен. Откуда же вы возьмете учителя, который вкалывает, как негр на галерах, если не разрешаете своим детям подмести и вымыть в кабинете пол, сделать ремонт летом в школе?

Мы считаем, что к сожалению поколение хороших учителей не сберегли. А теперь это поколение, воспитанное в духе альтруизма, гуманизма и бессеребреничества, благополучно вымерло. Остались лишь крохи.

Новые учителя уже не будут такими, они растут в другой эпохе, где в порядке вещей то, что человек человеку волк, что без денег нет работы, что если не ты – то тебя. И, как дети своей эпохи, они не смогут вести себя как то, уходящее во тьму поколение.

2-ой спикер утверждения: Я хочу выразить свое несогласие с вами. И предложить вашему вниманию следующие аргументы.

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание – быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем.

Я считаю, что нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя… Профессия педагога во все времена – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением.

С юных лет нас окружают учителя. Они раскрывают перед нами секреты чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами мировой культуры. Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учится, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют.

Согласитесь, как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель. А Дмитрий Менделеев заметил: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян».

Действительно, позвольте утверждать, уважаемые спикеры отрицания, что за открытиями ученых, за достижениями профессоров и ученых деятелей всегда стоят учителя.  Я считаю, что мы становимся взрослыми, выбираем свой путь. Но в каждом из нас всегда хранится частичка души, подаренная нам учителями. Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем.

2-ой спикер отрицания: Мы продолжаем утверждать, что это одна из многих профессий. В отличие от наших оппонентов, мы считаем, что работа учителя на виду у всех, она лишена ореола таинственности, особенности, исключительности. Поэтому, как и всякая другая массовая профессия, учительская деятельность не является престижной. А будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности.

Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего, престижной и хорошо оплачиваемой. У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь модный сотовый телефон, ездить на шикарном автомобиле, отдыхать у моря и за границей.  Для всего этого нужен высокий материальный достаток. При выборе профессии надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и ответственность, и возможные жизненные трудности.

А теперь позвольте остановиться на издержках этой профессии. В молодости, когда поступают на эту профессию многие представляют педагогику эдаким венцом науки: ты будешь учить детей чему-то особенному. Я приду в школу и буду другим учителем, наведу порядок и мои класс будет самым лучшим. Я буду давать уроки в такой форме, что меня будут боготворить. Так пытаются они реализовать то, что не смогли реализовать их учителя. Что же происходит на самом деле:

Во-первых, во время обучения в вузе отсутствуют навыки преподавания, не учат в вузах компетентностному подходу. Считают есть программа, а дальше сами. В вузах вдалбливают знания, а не учат преподавать. Учителя умные только в рамках того что успели зазубрить.

Во-вторых, отсутствие харизмы, ораторских способностей у учителя, когда на уроках хочется спать от нудного объяснения.

В-третьих, компетентный человек может заработать много, но учителя не могут работать в банках, в исследовательских центрах и т.д., так как научены в вузах только транслировать знания. И вдалбливать их в головы учеников.

Мы полагаем, таким образом, что учителя такие же обычные люди с обычной профессией как и все остальные профессии.

3-й спикер утверждения: Уважаемый спикер отрицания, мы придерживаемся другой точки зрения.

Учителем может стать любой, но полностью отдаться данной профессии может не каждый. Учитель – это профессия и призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их – это как попытаться определить, какая из сторон медали лучше. С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных. 

Вероника Тушнова очень верно замечает:

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя.

Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Именно поэтому Учитель – это призвание! Учитель – это не профессия, а образ жизни. Мы уверены, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Судьба каждого ребенка, с которым имеешь дело, – самое важное для учителя. Каждый человек неповторим, уникален. Важнейшая задача учителя – в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Подарить самого себя. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти слова, исполненные доброго доверия. Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека доброго, чуткого, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного.

Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладывает учитель в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда проникаются благодарностью. Но только те люди, для которых Учитель – это призвание, а ни какая-либо обязанность, войдут и навсегда останутся в памяти ученика. Те, что отдали им частицу своего сердца, не жалея для них ни себя, ни своего времени. Те люди, что смогли передать им большую часть своего опыта и докричаться до них в те моменты, когда они их почти не слышали.

Ученики будут вспоминать об учителях иногда с улыбкой, иногда с удивлением, а иногда с затаенной горечью, что так часто их огорчали и расстраивали понапрасну, что не понимали истинное значение их труда. А в трудный момент они вдруг вспомнят мудрые учительские советы.

3-ий спикер отрицания: Ваши доказательства нам понятны. Однако работа в школе стрессовая, требует большой затраты душевных и моральных сил, почти каждый день учитель приходит домой как выжатый лимон.

Нужно быть готовым к тому, что работать в школе придется целый день (проводить уроки, вести классное руководство, внеклассные часы и другие мероприятия). Мало того, еще дома нужно готовиться к урокам и проверять тетради.

Ученики и родители бывают разные. Легко работать с умными и способными детьми, а с глупыми и ленивыми придется трудновато. В обычных средних школах весьма скромная зарплата. В результате, получают график шестидневной работы, постоянное напряжение, психически не уравновешенных детей, способных довести до нервного срыва кого угодно.

Да, вероятно, после всех высказываний мы вынуждены согласиться с тем, что не каждый сможет стать учителем. Для этого необходимо иметь определенные качества характера и способности, в конце концов талант совмещать все обязанности и при это не сгорать и не сдаваться. Учитель – это не просто профессия.

Вывод:

Да, работа у учителя сложная и трудная. Учитель – это уникальная профессия, является одной из древнейшей и остается востребованной государством и обществом по сей день. Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка – учитель.

Кто же на самом деле учитель сегодня? Учитель – это призвание! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. Он распознает фальшь, остро отреагируют на невнимание, и оценит тех педагогов, которые отнесутся к нему с уважением и пониманием. Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, находить с ними общий язык, понимать детские проблемы, и, естественно, должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным, а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Я думаю, что если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет, педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа – чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути. Будут ли эти годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти школьника заполненными мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, – во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями и учениками.

Так Учитель – это профессия или призвание? Учитель — это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. Не каждый сможет работать в школе, даже имея диплом.

(с) 2015- 2023, Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Администрирование Центр развития педагогического образования
Задизайнено alexbednov.work
Яндекс.Метрика