Анализ результатов анкетирования учащихся педклассов/групп (май, 2017 г.)


Аналитическая записка: Оценка качества профильной педагогической подготовки и перспективы совершенствования (по итогам анкетирования учащихся 11 классов, май 2017 г.)

 

В анкетировании принимали участие 979 учащихся педагогических классов и групп. Из них 72% девушек и 28% юношей.  География анкетирования охватывает все регионы республики и все типы учебных заведений, на базе которых осуществлялась профильная подготовка педагогической направленности (76.6% респондентов проходят профилизацию на базе школ, 16.9% на базе гимназий, 5% – лицеев, 2.5% – учебно-педагогических комплексов). 76.6% анкетируемых представляют городское население.

Поскольку цель анкетирования в первую очередь состояла в оценке качества программного обеспечения и эффективности организации учебного процесса в рамках профилизации, остановимся подробнее на эмпирических данных, которые служат индикатором такой эффективности.

Анализ ответов респондентов в целом показал высокую удовлетворенность обучением профильной педагогической направленности: 52% отметили, что им очень понравилось, 41 % не жалеют, что прошли профильную подготовку, и 7 % признались, что обучение не оправдало их ожиданий.

На вопрос, помогли ли факультативные занятия понять сущность и особенности педагогической профессии, 61% дают утвердительный ответ, 33% утверждают, что помогли частично, 6% дают отрицательный ответ. Из наиболее полезных и интересных теоретических вопросов, изученных в ходе факультатива «Введение в педагогическую профессию», респонденты отметили в первую очередь информационный блок, раскрывающий специфику профессии педагога, куда входят такие вопросы, как плюсы и минусы профессии, будущее педагогической профессии, имидж и престиж современного педагога, – одним словом, профессиологические знания, которые подсказывают, что такое профессия педагога сегодня. Очевидно, что профессиологический блок является ядром теоретической части факультативной программы, поскольку он помогает учащимся самоопределиться в выборе профессии. И этот блок должен быть наиболее динамичным, постоянно обновляться с учетом поступающей информации, отражать нововведения и любые изменения, связанные с пониманием статуса и сущности педагогической профессии в современном мире.

Далее в соответствии с познавательным интересом респондентов следующим по значимости идет раздел «Открой в себе педагога», где наиболее запомнились учащимся такие темы как организаторские, коммуникативные способности педагога и способности к разрешению конфликта. Из психологического модуля учащимся наиболее запомнились темы «Эмоции и чувства», «Темперамент», «Характер», которые по мнению респондентов помогли им глубже понять самого себя и природу человека.

Наибольшие трудности вызвали темы психологического блока, связанные с изучением когнитивных процессов и мышления, а также некоторые темы педагогического блока, например, тема по истории образования, которая учащимся показалась очень объемной и переполненной фактологическим материалом. По нашему мнению, изобилие информации, которое присутствует по тому или иному разделу, должно быть подвержено рефлексии со стороны педагога, который сам выбирает, что ему кажется наиболее важным для учащихся. Методические рекомендации составляются по принципу избыточности, чтобы обеспечить учителю выбор, наибольшую гибкость в организации учебного процесса. Если же проблема не в объеме, а высоком уровне сложности преподаваемого материала, его доступности, то это проблему будем решать общими усилиями.

Практический блок, в частности, проведение педагогических проб, отмечен большинством участников анкетирования как наиболее полезный опыт, полученный в ходе обучения. И в даже комментариях по совершенствованию программы обучения многие респонденты призывают к усилению практической составляющей обучения, где они бы смогли попрактиковаться в педагогических умениях и освоить конкретные навыки. Из различных форм педагогических проб респонденты отдают предпочтение посещению уроков учителей и проведению фрагментов собственных занятий и считают их наиболее эффективной формой педпроб. Далее по ранжированию идут проведение воспитательных дел, волонтерская деятельность и практика в школьном лагере. Такая же форма как проведение микроисследований получила наименьшее число голосов со стороны респондентов. Очевидно, что проведение микроисследований как форма организации учебного процесса по каким-то причинам им не запомнилась либо не получила должного отражения в индивидуальном опыте учащихся педклассов. Вероятно, в этом направлении нужна методическая поддержка и разработка технологий применения данной формы в учебном процессе.

Слегка настораживают статистические данные о том, как учащиеся педклассов относятся к составлению портфолио «Я педагог». К завершению 11 класса 47%  анкетируемых уже создали свой портфолио, 33% приступили к его созданию и имеют лишь некоторые его составные части, у 20% его нет вообще. Вероятно, факт игнорирования данной формы объясняется тем, что не все респонденты выбрали для поступления педагогическую специальность. Но анализ анкет показывает, что даже среди мотивированных на педагогическую профессию подготовка портфолио является проблематичной или откладывается на крайний срок. Очевидно, нужны механизмы промежуточного контроля и стимулирования учащихся к данной форме работе на протяжении всего периода обучения. Для учащихся педклассов учебная ценность портфолио преимущественно сводится к его аккумулятивной функции – портфолио для них выступает инструментом накопления результатов учебной и педагогической деятельности, заметно уступая другим функциям – рефлексивной, познавательной, организующей и т.д. 12.7% анкетируемых отметили, что никакую пользу от данной формы управления учебной деятельностью они не увидели.

В целом 85% учащихся высоко оценили общеразвивающий потенциал факультативных занятий. Как пишет в комментариях участница опроса, «классы педагогической направленности являются важным этапом для формирования человека как личности. Также они очень полезны для совершенствования учебной деятельности учащихся. Я надеюсь, в будущем, профильные классы станут неотъемлемой частью каждой школы.»

Но в пожеланиях к организаторам профильной подготовки респонденты просят усилить ее практикоориентированность и увеличить количество тренингов, рефлексивных форм работы по самопознанию и повернуть содержание к более конкретным навыкам.

Второй задачей анкетирования выступала оценка степени влияния профильного обучения на факт профессионального самоопределения. Респонденты должны были оценить, в какой мере факультативные занятия способствовали выбору педагогической профессии. 49.4% анкетируемых отметили положительное влияние факультативов на их профессиональный выбор; 35.8% признались, что хотя занятия были интересными, на их профессиональный выбор повлияли слабо, а 13.3% заявили, что они не повлияли вообще. На вопрос, намерены ли выпускники педклассов выбрать педпрофессию, положительный ответ дали 43.8%, отрицательный – 29.1%, и 27.1% еще не определились. По сравнению с данными анкетирования первого года обучения в педклассах, проводимого полтора года назад, отмечается положительная динамика в общем количестве желающих поступать на педагогическую специальность (данный показатель в прошлом году не превышал 30%).

Из 979 респондентов 205 планируют поступать в БГПУ, это примерно 20% от общего числа анкетируемых и почти 50% от общего количества желающих связать свое будущее с педагогической профессией.

При выборе педагогических специальностей предпочтение отдается в первую очередь начальному образованию и логопедии, затем по списку популярности следуют специальности, на которых присваивается квалификация психолога (не смотря на то, что она не относится к педспециальности) и преподавателя иностранного языка; далее с небольшим отрывом идут математика, история и дошкольное образование; завершают рейтинг предпочитаемых специальностей биология, химия и специальное образование, не связанное с логопедией. Данный прогноз представляет для многих интерес.

Таким образом, обработка статистических данных подтвердила продуктивность работы всех участников педагогического процесса и общую удовлетворенность учащихся содержанием профильной подготовки педагогической направленности. Но не хотелось бы останавливаться на достигнутом. К перспективам дальнейшего совершенствования профильной подготовки можно отнести: