МИССИЯ, ИСТОРИЯ, СТАТИСТИКА


В Республике Беларусь создана система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой являются профильные классы педагогической направленности.

Для того, чтобы в ближайшем будущем в учреждения образования страны пришли грамотные, творческие, профессиональные педагоги, способные реализовать стратегическую миссию укрепления и развития человеческого потенциала белорусской нации, уже сегодня в стране ведётся целенаправленная работа по привлечению в педагогические вузы наиболее мотивированных выпускников школ и гимназий.

Цель профильной подготовки педагогической направленности – осознанный выбор старшеклассниками своей будущей профессии.

Задачи профильной подготовки педагогической направленности:

В Беларуси накоплен многолетний опыт ранней ориентации детей и учащейся молодежи на выбор педагогической профессии. В 80-90-е годы ХХ века в республике существовала система педагогических классов, в которых учащиеся на третьей ступени общего среднего образования наряду с общешкольными предметами изучали факультативные курсы по педагогике и психологии пропедевтического характера. Выпускники педклассов имели возможность поступать в белорусские педагогические вузы на льготных условиях (например, по системе совмещенных экзаменов). В 1992 году в Минске была открыта педагогическая гимназия – уникальный проект, девизом которого был «Найти и вырастить учителя в школе!». Гимназисты с V по XI класс изучали систему факультативных занятий по педагогике и психологии под общим названием «Познай себя, воспитай себя», участвовали в различных видах педагогической практики: были помощниками воспитателей в детских садах, помощниками учителей в начальных классах, участвовали в различных социально значимых делах и др. В результате, около трети выпускников гимназии ежегодно делали осознанный выбор в пользу профессии педагога, отличались высокой мотивированностью и интересом к педагогической деятельности.

Несколько лет назад идея возрождения деятельности профильных классов педагогической направленности нашла поддержку на государственном уровне. Так, в 2014 году Президент Республики Беларусь поддержал предложение вернуть профильное обучение. А БГПУ выступил с инициативой введения профильной педагогической подготовки в X-XI классах. При посещении БГПУ в день столетнего юбилея университета, 21 ноября 2014 года, Глава государства дал поручение рассмотреть возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования.

С 2015/2016 учебного года первые педагогические классы и группы были открыты во всех регионах Беларуси.

В течение трех лет наблюдается устойчивая динамика роста численности педагогических классов по всей стране.

В нынешнем, 2017/2018 учебном году, в республике открыты 441 педагогических классов и групп, в которых обучается 4667 старшеклассников.