В Минском городском образовательно-оздоровительном центре «Лидер» завершилась профильная смена для тех, кто мечтает стать учителем, психологом и воспитателем, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Речь идет о столичных школьниках из педагогических классов. На протяжении марта юные гости загородного комплекса постигали азы будущей профессии. Учились у лучших: ведущие педагоги Минска провели практические занятия, круглые столы, лекции и тренинги. Ребята посетили много экскурсий. Одна из профориентационных встреч состоялась в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, где молодежь могла задать вопросы ректору Александру Жуку.
О целевом наборе
Педагогические классы в белорусских школах появились 5 лет назад. Сегодня их более 550, в них обучаются около 5 тысяч детей. По мнению ректора, именно такая профориентационная работа с подрастающим поколением поможет решить проблему кадрового обеспечения отрасли образования.
— Ребята осознанно идут в профессию, становятся нашими лучшими студентами. Сегодня в вузе учатся 750 выпускников педклассов, — отметил Александр Иванович.
Опыт Беларуси изучают в странах СНГ. В России, например, в течение ближайших нескольких лет планируют открыть не менее 5 тысяч таких классов.
А еще не так давно были утверждены новые правила приема в вузы. Увеличится целевой набор на педагогические специальности. Кроме того, заключать договоры на целевую подготовку с выпускниками школ разрешили и минским организациям, в частности школам, садикам.
Александр Жук считает это хорошей идеей:
— Такие ребята, поступая в вуз, уже понимают, где будут работать в течение 5 лет после получения диплома. Мы будем ставить вопрос перед Министерством образования, комитетом по образованию Мингорисполкома, чтобы целевые направления выдавали прежде всего выпускникам педагогических классов.
О зарплатах
— Предполагается, что зарплата учителя к концу пятилетки будет соответствовать средней по стране. Мы, изучая зарубежный опыт, видим: педагог остается в образовании, если его заработная плата не ниже, чем средняя по региону, — рассказал ректор.
При этом многое зависит и от самих педагогов: условия для развития есть. Чем выше профессиональная категория наставника, тем лучше его благосостояние.
О новых специальностях
— Сегодня наш вуз готовит по всем востребованным специальностям — от воспитателей до учителей-предметников, социальных педагогов, практических психологов. Но образовательная сфера должна реагировать на запросы времени. И скорее следует рассуждать не о новых профессиях, а о новых педагогических ролях. Несколько лет назад российское Агентство стратегических инициатив совместно с Фондом «Сколково» разработало атлас профессий будущего. Что касается нашей сферы, там указывалось: в перспективе будут востребованы тьюторы, медиаторы, разработчики электронных образовательных ресурсов, организаторы проектного обучения и так далее. Впрочем, это уже часть наших реалий. Меняется сам процесс образования: всё больше мы используем в работе IT-инструменты. Но я глубоко убежден, что никогда компьютер или искусственный интеллект не заменит живого общения с педагогом, — высказал свою позицию Александр Жук.
Он обратил внимание на то, что в новом Кодексе об образовании предусмотрен инновационный подход, связанный с профилизацией:
— Мы продолжим готовить учителей, но за счет дополнительных факультативов, курсов, которые студент выбирает сам, будем осуществлять специализацию. Например, будущий учитель математики может выбрать курсы по робототехнике прямо в вузе, а затем преподавать ее детям в школе.
Что еще спрашивали школьники у ректора
Можно ли во время учебы в вузе перевестись с одной специальности на другую?
— Такая возможность есть, но при определенных условиях. Прежде всего должно быть наличие вакантных мест на желаемой специальности. Второе — необходимо досдать некоторые дисциплины. Если их не более шести, можно пробовать. Например, после зимней сессии у нас перевелись с одной специальности на другую (даже из других университетов), восстановились около 100 человек, — рассказал Александр Жук.
Он заметил, что определяться с будущей профессией лучше заранее. Если поступил, например, на учителя русского языка и литературы, перевестись на математика будет непросто.
— Мы сейчас в порядке эксперимента проводим допрофильную подготовку учащихся уже начиная с пятого класса. Вводим небольшие модули, факультативы, чтобы ребята как можно раньше ориентировались на педагогическую профессию, — сказал ректор.
Получится ли совмещать лекции с подработкой?
— Работающий студент уже устоявшаяся практика. Когда молодой человек трудоустраивается по специальности, мы это только приветствуем. Но нужно понимать, что главная обязанность молодых людей всё же учеба. Если средний балл не ниже 7, мы не препятствуем трудовой занятости. Есть возможность индивидуальной формы обучения, так называемого свободного посещения. Для молодого человека утверждается учебный план, предоставляется возможность прохождения педагогической практики по месту работы, — отметил ректор.
Дипломные и курсовые работы, которые пишут ребята, могут быть выполнены по заказу учреждений образования, они носят практикоориентированный характер. Например, будущему педагогу школа, в которой он подрабатывает, может предложить создать электронный ресурс по преподаванию геометрии.