24 марта 2016 года в БГПУ состоялся круглый стол «Профильные классы педагогической направленности: мониторинг и оценка достижений учащихся» с участием педагогов, ведущих занятия в профильных классах, и представителей администрации общеобразовательных учреждений г. Минска и Минской области, реализующих программы профильной педагогической подготовки.
Поприветствовала участников и вела круглый стол проректор по научной работе, профессор А.В. Торхова. Она подчеркнула особую важность проблемы, вынесенной на обсуждение, высказала пожелание работать в формате активного полилога, взаимообмена мнениями и опытом, а также уверенность в том, что в результате работы удастся придти к консенсусу относительно специфики оценочной деятельности в профильных классах педагогической направленности, выработать согласованные позиции по поводу критериев, форм и методов оценки достижений учащихся педагогических классов.
Начальник отдела кадров В.П. Оловянников предложил использовать возможности сотрудничества БГПУ с учреждениями общего среднего образования посредством заключения договора о взаимодействии.
Начальник Центра развития педагогического образования БГПУ А.В. Позняк представила результаты Республиканского опроса учащихся педагогических классов и педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» по г. Минску и Минской области. Анкетирование было проведено ЦРПО в декабре 2015 года. Александра Валентиновна отметила пользу и значимость информации, полученной по результатам опроса для совершенствования научно-методического обеспечения деятельности педклассов.
− Радует гендерный аспект: 24% опрошенных – это юноши, выбравшие педпрофиль, а, значит, в перспективе наш педагогический корпус усилится преподавателями-мужчинами. 34% учащихся утвердительно ответили на вопрос о намерении выбрать педагогическую профессию после 11-го класса, 56% – еще не определились, но представляют тот резерв, на который нужно ориентироваться при разработке и проведении занятий по педпрофилю в 11-м классе. В целом, на сегодняшний день можно констатировать, что программа факультативных занятий действительно работает, цели, задачи, миссия факультатива «Введение в педагогическую профессию» определены правильно», − резюмировала начальник Центра развития педагогического образования БГПУ Александра Валентиновна Позняк.
Начальник инновационно-методического отдела Центра развития педагогического образования БГПУ Ю.Н. Егорова в своем выступлении прокомментировала основные идеи и рекомендации по работе с портфолио, изложенные в методическом сопровождении факультативных занятий для 10-го класса: понимание назначения и целей портфолио, общие принципы создания портфолио «Я – педагог» и использования его как средства оценки и самооценки достижений учащихся педклассов.
Богатым опытом организации работы педагогических классов поделились представители школ-лабораторий Кластера (ссылка: https://bspu.by/klaster). Н.И. Дереклеева, заместитель директора УО «Гимназия № 20 г. Минска», в которой открыты 4 педагогических класса, продемонстрировала конкретные педагогические приемы, методы, образцы документов, фотографии, ценные наработки по организации профильной работы в педклассах. Презентация Натальи Ивановны вызвала живой интерес у всех участников мероприятия.
− Мы здесь с одной целью – пришли учиться друг у друга, привнести крупицу своего педагогического опыта, почерпнуть от коллег то, что будет интересным и полезным для нашей школы, − подчеркнула заместитель директора УО «Средняя школа № 126 г. Минска» Е.А. Мельникова.
Педагог СШ № 126 г. Минска А.И. Василькова представила формы оценивания достижений учащихся педклассов, доказавшие свою эффективность: оценочные листы, портфолио, конкурсы, выставки, конференции и др.
Заместитель директора УО «Средняя школа № 6 г. Минска» А.В. Федосова рассказала о новых формах работы в педклассах, о том, с каким интересом учащиеся педклассов готовятся к участию в мероприятиях Декады студенческой науки в БГПУ.
Педагог-методист ГУО «Академия последипломного образования» А.И. Добриневская в качестве эффективного средства оценки и самооценки достижений обучающихся в педклассе предложила использовать рефлексивный дневник – дневник самонаблюдений, самоисследования и осмысления процесса освоения различных видов педагогической деятельности. Анна Ивановна подчеркнула, что в создании образовательной среды для ориентации школьников на педагогическую профессию должен участвовать не только педагог, ведущий факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию», но и весь педагогический коллектив, вся школа.
Заведующий кафедрой психологии БГПУ М.Ф. Бакунович пригласила представителей администрации и педагогов принять участие в исследовании «Саморегуляция профессиональной деятельности руководителей и сотрудников учреждений образования», которое позволит получить обратную связь от субъектов образовательного процесса и разработать рекомендации по совершенствованию работы педклассов.
В целом, участники круглого стола отметили содержательность и продуктивность состоявшегося диалога и договорились об итоговой встрече в июне на Республиканской конференции «Педагогические классы: опыт, проблемы, перспективы», которая состоится в БГПУ.