
Декада студенческой науки в БГПУ – 2021
КЕЙС-марафон
«Лучшее педагогическое решение»
для учащихся профильных классов педагогической направленности
(с международным участием)
22 апреля 2021 года

Идея КЕЙС-марафона «Лучшее педагогическое решение» состоит в объединении науки и практики, использовании опыта учащихся педагогических классов/групп, выпускников педагогических классов, обучающихся на педагогических специальностях в вузах, педагогов-практиков и ученых-представителей академической науки для поиска оптимальных решений реальных педагогических ситуаций.

Кейс (от англ. сase) – случай, дело, обстоятельства, положение дел. Практически в любой сфере профессиональной деятельности специалисты имеют дело с кейсами.
Строитель решает кейсы, соизмеряя задачи, поставленные заказчиком, имеющиеся условия местности и ресурсы, и многое другое.
Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит диагноз и назначает лечение.
Юрист решает кейс, разбираясь в нюансах дела и предлагая клиенту наилучший выход из сложившихся обстоятельств.
Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: анализ рынка продуктов/услуг, продвижение, продажи, выбор поставщиков и партнеров и мн. др.
Решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Педагогический кейс ‑ это описание конкретной ситуации или случая в области педагогической деятельности, которое содержит некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Педагог, воспитатель, педагог-психолог, менеджер в сфере образования в своей повседневной профессиональной деятельности решает кейсы самого разного рода в координатах взаимодействия «педагог-педагог», «педагог-учащийся/учащиеся», «педагог-педагогический коллектив», «педагог-родитель/родители», «педагог-администрация учреждения образования», «учащийся-учащийся/группа учащихся» и др.
Каждый человек может припомнить из своего собственного опыта обучения в школе несколько таких кейсов, а уж у педагогов-практиков за годы профессиональной деятельности за плечами собран огромный кейсовый багаж. Для педагогической подготовки такие «живые» кейсы имеют огромную методическую ценность.
К определенной категории ситуаций лучше подготовиться на опыте других, чем на своем собственном. К тому же и разработка кейсов и их решение «прокачивают» умения и навыки будущих специалистов в области образования по нескольким направлениям – работа с информацией, ситуационный анализ, поиск и принятие решений, педагогическая прогностика, межличностная коммуникация.

- Разработческий этап ‑ разработка педагогического кейса рабочей группой/командой школы/гимназии ‑ (на базе школ)
- Отборочный этап ‑ экспертиза и отбор лучших кейсов экспертной группой в составе учёных, педагогов-практиков и студентов Клуба «ПРОФиль+» ‑ (на базе БГПУ)
- Оформленческий этап ‑ подготовка кейсов, отобранных экспертной группой, для презентации в финале КЕЙС-марафона ‑ (на базе школ)
- Финальный этап ‑ презентация кейсов команд, вышедших в финал, и решение кейсов в рамках Декады студенческой науки-2021 (на базе БГПУ)

15.03.2021

На базе школ





Рабочие группы/команды учащихся педагогических классов школ/гимназий





Разработка педагогического кейса
!Содержание кейса должно соответствовать рекомендациям по разработке кейса (см. ниже).


22.03.2021





На базе БГПУ





Экспертная группа в составе учёных, педагогов-практиков и студентов Клуба «ПРОФиль+»





Экспертиза и отбор лучших кейсов экспертной группой


15.04.2021





На базе школ





Рабочие группы учащихся педагогических классов





Подготовка кейсов, отобранных экспертной группой, для презентации в финале КЕЙС-марафона
Форма и стиль презентации кейса – на усмотрение авторов:


22.04.2021





На базе БГПУ





экспертная группа ученых/студентов БГПУ







Рекомендации по разработке педагогических кейсов
Кейс включает в себя описание реальной педагогической ситуации и решение конкретной проблемы (с педагогическим анализом, разработкой плана действий и рефлексией принятого решения).
Содержание кейса
Описание педагогической ситуации
Название кейса | Должно отражать главную проблему педагогической ситуации, быть сформулировано неформально, ёмко и интригующе |
Входные данные кейса | Контекст ситуации, герои ситуации (пол, возраст, статус в социуме/группе, временной контекст (при необходимости)). |
Описание кейса | Детальное и подробное отражение педагогической ситуации, описание взаимодействия, поступков, действий, мыслей, чувств, диалогов героев и пр. |
Постановка вопроса/вопросов, задачи/задач | К примеру, — Как профессионально грамотно поступить педагогу в той или иной ситуации? — Почему произошел этот случай? — Чем может обернуться данная ситуация? — Каким образом уладить конфликт? — Как предотвратить негативное развитие ситуации? — Какие действия необходимо предпринять сейчас, а какие нужно отсрочить? и пр. |
Решение кейса
Педагогический анализ (исследование предложенной ситуации) | При анализе и диагностике поступков всех участников педагогической ситуации учитываются: — психологические особенности, состояние всех участников педагогической ситуации в момент взаимодействия; — конкретные социально-психологические причины, вызвавшие их состояние и поступки; — определение сущности проблемы; — характеристика социально-педагогической среды, микроклимата (в классе, в коллективе, в семье учащегося/воспитанника, в школе, вне школы); — положительное/отрицательное взаимовлияние сверстников/значимых взрослых в группе/школе/социуме; — необходимость привлечения дополнительных ресурсов для решения кейса (административных, информационных, материальных и пр.) для решения кейса; — необходимость привлечения к решению задачи других лиц: родителей, родственников, друзей, медиаторов, общественных организаций, социально-психологических служб и др. |
План решения кейса (последовательность взаимосвязанных действий педагога, приводящая к принятию оптимального решения) | План решения кейса предполагает конкретизацию педагогических действий, методов, форм, приемов работы с указанием сроков их осуществления/проведения мероприятий. |
Рефлексия принятого решения | Рефлексия принятого решения включает: — аргументацию, доказательство, обоснование оптимальности предлагаемого решения с авторской точки зрения (с опорой на научное обоснование, логику, педагогическую интуицию, народную педагогику, житейскую мудрость и пр.); — педагогическую прогностику вариантов развития ситуации; — выводы/советы/рекомендации/лайфхаки, которые может предложить автор/авторская группа по применению данного кейса в образовательной/профессиональной деятельности. |
На что обратить внимание при разработке кейса:
Форма заявки на участие в КЕЙС-марафоне
Информационное письмо
Контактные данные организатора КЕЙС-марафона:
Центр развития педагогического образования БГПУ
Егорова Юлия Николаевна
Баранова Антонина Васильевна
г. Минск, ул. Советская, 18 (БГПУ, корп. 1, каб. 145)
тел. 327-84-56, e—mail: unik.npo@gmail.com