Профильные классы педагогической направленности

Результаты констатирующего этапа эксперимента по формированию эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию учащихся II ступени общего среднего образования

      Различия в возрастных особенностях учащихся, уровнях их эмоционально-волевой регуляции и специфике их концептосферы обосновывают необходимость проведения разных диагностических методик для 5-6 и 7-9 классов.

Количественная оценка степени сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию учащихся 5-6 классов общего среднего образования до начала экспериментальной работыосуществлялась на основе вычисления кумулятивного индекса по формуле:

Gk = (C + F + I + K + О + Р + R + S + Q + Т + V) / 11,

где C – индекс адекватного восприятия сложности педагогической профессии,

F – индекс осознания ценностной значимости педагогической профессии,

I – индекс отношения к ценности «любовь к детям» как ведущей педагогической ценности,

К – индекс установки на самосовершенствование,

О – индекс гедонистического восприятия педагогической профессии,

Р – индекс эмоциональной готовности к проведению урока,

R – индекс понимания важности педагогического общения для успешной педагогической деятельности,

S – индекс осознания разнообразия педагогических ролей и творческого характера педагогической профессии,

Q – индекс развития нарративных умений,

Т – индекс установки на педагогическое творчество,

V – индекс понимания гуманности.

Значение каждого из частных индексов, а также кумулятивного индекса Gk изменяется в интервале от 0 до 1.

Частные индексы (C, F, I, К, O, P, R, S, Q, T, V) вычислялись на основе разработанного А.В. Усовой метода поэлементного анализа по формуле:

2016 12 12 164118

где  А € {C,F,I, К O, P, R, S, Q, T, V};

ni– полнота проявления соответствующего параметра (индекса);

n – максимальное значение параметра;

N – количество респондентов, участвовавших в экспертизе.

Степень сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию считается достаточной, если кумулятивный индекс Gk> 0.7.

Ниже в таблице 1 отражен покомпонентный анализ результатов диагностики учащихся экспериментальных групп.

Таблица 1. Покомпонентный анализ степени сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию(5--6 классы)

Ин-декс Результаты диагностики (значение частного индекса)
5-е классы 6-е классы
C 0.91 0.95
F 0.84 0.82
I 0.73 0.78
К 0.89 0.89
O 0.47 0.48
P 0.73 0.84
R 0.87 0.84
S 0.30 0.43
Q 0.67 0.60
T 0.67 0.63
V 0.33 0.41
Gk 0.67 0.70

Как показывает таблица, наименьшие значения имеют частные индексы понимания учащимися ценности гуманности (по мнению респондентов, «двоечников» учитель любить и уважать не должен), индекс осознания разнообразия педагогических ролей и творческого характера педагогической профессии (учащиеся уверены, что преподавать один и тот же учебный предмет из года в год делает профессию учителя не творческой), индекс гедонистического восприятия педагогической профессии (в профессии учителя мало радости). Особенно низкие значения данных индексов у учащихся 5-х классов.

Значение общего кумулятивного индекса составляет 0.67 – 0.70, что соответствует недостаточному уровню эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию и свидетельствует о том, что учащимся требуется допрофильная педагогическая подготовка.

Количественная оценка степени сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию учащихся 7-9 классов общего среднего образования до начала экспериментальной работыосуществлялась на основе вычисления кумулятивного индекса по формуле:

Gk = (C + F + I + K) / 4,

где C – индекс общекультурного развития,

F – индекс развития культуры общения,

I – индекс сформированности умений саморазвития и самосовершенствования,

К – индекс неприятия учащимися вредных привычек и нежелательных качеств для выполнения педагогических ролей.

Значение каждого из частных индексов, а также кумулятивного индекса Gk изменяется в интервале от 0 до 1.

Частные индексы (C, F, I, К) вычислялись по формуле:

 

2016 12 12 164118

где  А € {C,F,I, К};

ni– полнота проявления соответствующего параметра (индекса);

n – максимальное значение параметра;

N – количество респондентов, участвовавших в экспертизе.

Степень сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию считается достаточной, если кумулятивный индекс Gk> 0.7.

Ниже в таблице 2 отражен покомпонентный анализ результатов диагностики учащихся экспериментальных групп.

Таблица 2. Покомпонентный анализ степени сформированности эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию(7-9 классы)

Ин-декс Результаты диагностики (значение частного индекса)
7-е классы 8-е классы 9-е классы
C 0.65 0.67 0.66
F 0.74 0.74 0.72
I 0.75 0.77 0.74
К 0.77 0.72 0.73
Gk 0.73 0.73 0.71

Как показывает таблица, наименьшее значение частного индекса отражают уровень развития общей культуры учащихся, эстетического мировосприятия, культуры умственного труда, которые и должны стать объектом педагогической работы в процессе экспериментального обучения.

Значение общего кумулятивного индекса составляет 0.71 – 0.73, что соответствует нижней границе допустимого уровня эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию (0.7) и свидетельствует о том, что зачисленные в классы допрофильной подготовки учащиеся в целом заинтересованы и мотивированы на педагогическую деятельность, но не обладают высокой готовностью к обучению по педагогическому профилю.

Для оценки статистически достоверных различий результатов диагностики в экспериментальных и контрольных классах использовался   критерия Пирсона. Математическая обработка данных показала, что различия между контрольной и экспериментальной группами не являются статистически значимыми.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что

а) мотивация, эмоционально-волевая и когнитивная готовность учащихся II ступени общего среднего образования к обучению в профильных педагогических классах III ступени не достаточна и требует предпрофильной подготовки;

б) чем младше возрастная группа, тем менее выражены признаки эмоционально-волевой и когнитивной готовности вхождения в педагогическую профессию;

в) наибольшей педагогической коррекции подлежат такие составляющие личностной культуры учащихся как культура умственного труда, эстетическое мировосприятие, общая культура развития, а также такие составляющие профессионально-педагогической культуры как осознание творческого характера учительского труда, сущности гуманного отношения к людям, понимание гедонистического смысла педагогической профессии;

г) зачисленные в классы допрофильной педагогической подготовки учащиеся незначительно отличаются от учащихся обычных классов: у них немного лучше выражена мотивированность и личностная готовность к педагогической деятельности. Однако обнаруженные отличия являются слишком незначительными, чтобы считаться статистическим значимыми, что позволяет говорить о валидности проводимого эксперимента.

 

Скачать .DOC